Рейтинг «Культуры»: кто есть кто в креативной экономике?

Валерия АНТОНОВА

06.05.2021


Кино и информационные технологии, архитектура и реклама. Что общего между этими отраслями экономики? Эксперты НИУ ВШЭ относят их (а вместе с ними издательскую деятельность, кино, телевидение, дизайн, моду, музыку, изобразительное искусство, культуру, а также народные промыслы) к так называемым креативным индустриям — совокупности секторов экономики, в которых добавленная стоимость формируется с помощью творческой деятельности и управления правами на интеллектуальную собственность.

Сам термин «креативная экономика» был впервые использован в 2000 году в журнале Businessweek. В России определение креативных индустрий пока не закреплено на законодательном уровне за исключением отдельных регионов, и экспертная дискуссия о креативной экономике как драйвере инноваций и экономического развития только начинается, в то время как, например, в Великобритании поддержка этих отраслей выделена в специальную государственную программу. В новом рейтинге газеты «Культура» мы проанализировали глобальный уровень развития креативных индустрий и составили топ-10 самых креативных стран мира.

МЕТОДИКА: КАК МЫ СЧИТАЛИ

Чтобы составить рейтинг, мы изучили несколько категорий, по которым можно сделать выводы о развитости креативной экономики: уровень занятости в креативных индустриях, объем экспорта товаров креативных индустрий, торговый баланс в торговле креативными товарами и услугами, теемпы роста стран в секторе креативных индустрий, выручка от продаж интеллектуальной собственности и доли стран на рынках креативных индустрий. В некоторых категориях мы также выделили подкатегории, по которым можно провести сравнение — например, в категории «Экспорт товаров креативных индустрий» это сравнение по объему экспорта товаров креативных индустрий и его доля в совокупном экспорте страны. По этим показателям мы составили топ-10 стран и присвоили им баллы за каждую подкатегорию. Страна, занимающая первое место по тому или иному показателю, получила 10 баллов, страна на втором месте — 9 баллов и так далее — до 1 балла за 10-е место. Страны с одинаковыми показателями в той или иной категории получали равное количество баллов.

Рассмотрим методику подробнее на примере объема экспорта товаров креативных индустрий (таблица 1). Креативные товары включают в себя предметы декоративно-прикладного искусства, книги, фильмы, картины, песни, эскизы, цифровую анимацию и видеоигры. Самый большой объем экспорта товаров креативных индустрий — у Китая, который экспортировал в 2015 году (именно за этот год доступны наиболее полные и актуальные данные) продукции различных секторов креативной экономики на общую сумму 196,4 млрд долл. За максимальный показатель по этому параметру даем Китаю 10 баллов. Второе место по объему экспорта «креативных товаров» заняли США, которые отстают от Китая почти в пять раз — 40,5 млрд долл. и 9 баллов. На третьем месте по этому параметру оказалась Франция, экспортировавшая на 34,5 млрд долл. Присваиваем Франции 8 баллов.

Один только объем экспорта товаров креативных индустрий не позволяет оценить, насколько важное место они занимают в экономике той или иной страны. Поэтому мы ввели дополнительную подкатегорию — доля товаров креативных индустрий в совокупном экспорте страны. Здесь, опять же, лидерство принадлежит Китаю, у которого «креативные товары» занимают 6,6% от всего экспорта. Еще 10 баллов. На втором месте по доле в совокупном экспорте — Италия, где этот показатель составил 4,9%. Отдаем Италии 9 баллов за эту подкатегорию. Третье место и 8 баллов по этому параметру получает Франция, где экспорту товаров креативных индустрий принадлежат 4,6% в совокупном экспорте страны.

В итоговом рейтинге главных экспортеров товаров креативных индустрий лидирует Китай, набравший в сумме 20 баллов. Второе место разделили Италия и Франция, у каждой из которых по 16 баллов, а третье место досталось Индии и США.

С помощью той же методики проанализируем другие категории.

ТОРГОВЫЙ БАЛАНС: КТО ЭКСПОРТИРУЕТ БОЛЬШЕ ТОВАРОВ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ, ЧЕМ ИМПОРТИРУЕТ?

Не менее интересно, чем на собственно экспорт товаров креативных индустрий, было бы взглянуть и на торговый баланс стран в этом секторе экономики — то есть на соотношение объема экспорта и импорта. Если у страны положительный торговый баланс, это означает, что она продала за границу больше товаров, чем закупила, если же отрицательный — то, наоборот, страна больше импортировала, чем экспортировала.

Как видно из таблицы 2, лидирующую позицию по положительному торговому балансу в торговле товарами креативных индустрий занимает Китай — 154 млрд долл. На втором месте (с отставанием от лидера почти в десять раз) оказалась Италия с торговым балансом 15 млрд долл. и, наконец, третье место получает Индия с торговым балансом 12 млрд долларов.

Рассмотрим, куда в основном экспортировали свои креативные товары страны — лидеры по торговому балансу. Согласно отчету UNCTAD, для Китая ключевую роль играет азиатский рынок: в то время как в 2005 году на азиатский регион приходилось 30% экспорта китайских товаров креативных индустрий (38% — на американский регион, а 28% — на европейский), то к 2014 году ситуация радикально изменилась: рынки стран Азии росли существенно быстрее американского и европейского рынка, в итоге доля азиатских стран в креативном экспорте Китая составила 61% (Европа — 28%, а доля стран американских континентов сократилась до 10%). При этом ключевыми партнерами Китая на рынке товаров креативных индустрий, как и в начале 2000-х, стали Гонконг, США и Япония.

Италия, которая хотя и существенно отстает от Китая по экспорту и торговому балансу, все же заняла второе место, больше всего креативных товаров экспортирует в Швейцарию, Францию и США, а Индия (третье место) — в ОАЭ, США и Гонконг.

Заодно изучим страны с самым внушительным отрицательным торговым балансом в торговле товарами креативных индустрий. Здесь мы не будем присваивать странам никакие баллы — в итоговый рейтинг эта категория не войдет, однако позволит нам лучше понять глобальную креативную экономику.

Наибольший отрицательный торговый баланс — у США, минус 65 млрд долл. В первую очередь виновата в этом зависимость от китайских товаров и услуг, с которой Соединенные Штаты в последние годы пытаются бороться: торговый дефицит США с Китаем на рынке креативных индустрий превышает 50 млрд долл. (следует учитывать, что последние актуальные данные доступны только за 2015 год — вероятно, ситуация изменилась в результате торговой войны и торгового соглашения между странами). В случае Японии с ее отрицательным балансом (минус 11 млрд долл.) также особое влияние на торговый баланс оказал Китай, торговый дефицит с которым у Японии составил около 10 млрд долл. У Канады (минус 7 млрд долл.) такой зависимости от Китая нет — ее основными торговыми партнерами, в торговле с которыми наблюдается дефицит, являются Мексика, США и Франция.

ГДЕ КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА РАСТЕТ БЫСТРЕЕ ВСЕГО?

Следующий показатель, который нас интересует, — темпы роста креативной экономики в разных странах мира. Здесь опять же лидирует Китай, креативные индустрии которого растут со среднегодовым темпом 17,6% (здесь также последние данные за 2015 год — логично ожидать, что в 2020 году в связи с пандемией темпы роста существенно замедлились, но не в одном только Китае, а во всем мире). Второе место с темпом роста 14% заняла Турция и на третьем месте с 11,6-процентным ростом оказалась Швейцария.

Показательно, что в этой категории нам впервые встретилась Россия (если не считать таблицы с топ-10 стран по отрицательному торговому балансу, где она тоже фигурировала). Несмотря на небольшой экспорт по сравнению с другими странами, креативные индустрии в России росли достаточно быстро — особенно бурный рост продемонстрировал ИТ-сектор, который в 2005–2014 годах рос примерно на 35% в год. Благодаря внутреннему спросу быстро росла и российская отрасль видеоигр — в среднем на 24,2% ежегодно.

КТО БОЛЬШЕ ВСЕХ ЗАРАБАТЫВАЕТ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ?

Как гласит определение креативной экономики, к ней относятся сектора, где добавленная стоимость формируется с помощью творческой деятельности и управления правами на интеллектуальную собственность. Поэтому логично рассмотреть, какие страны получают наибольшие доходы от продажи интеллектуальной собственности, а заодно — где регистрируют больше всего патентов на эту самую интеллектуальную собственность.

Что касается продажи интеллектуальной собственности, здесь безусловно лидируют США, которые смогли заработать на ней 117,4 млрд долл. в 2019 году. На втором месте с продажами на уровне 46,9 млрд долл. оказалась Япония, а третье место по выручке от продаж получают Нидерланды, которые заработали 41,8 млрд долларов.

Судя по числу выданных патентов, в ближайшие пару десятилетий Китай тоже начнет выбиваться в лидеры по продаже интеллектуальной собственности. Пока что по этому показателю он еще не входит в топ-10, зато уверенно занимает первое место по количеству патентов — 432,1 тыс. Однако и США здесь не готовы уступать лидерство: по числу выданных патентов Америка хотя и отстает от Китая более чем на 100 тыс., но все же занимает второе место в нашем рейтинге. На третьем месте по числу выданных патентов — Япония, 194,5 тыс. Итого, среди лидеров — США и Япония, Китай и Германия делят третье место. Россия в этот рейтинг тоже вошла: хотя на интеллектуальной собственности наша страна смогла заработать только 1 млрд долл., зато вошла в мировой топ-10 по числу зарегистрированных патентов — 35,8 тыс. за год.

КТО В ЧЕМ СИЛЕН: МЕСТО СТРАН В ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ

Чтобы получить максимально полную картину глобальной креативной экономики, рассмотрим, какое место занимают различные страны в основных секторах креативной экономики. В этой категории мы проанализируем рынок изобразительного искусства, рынок видеоигр и музыкальный рынок.

Мировой рынок изобразительного искусства фактически поделен между семью странами: США, Великобританией, Китаем, Францией, Швейцарией, Германией и Испанией — на долю всех остальных стран приходится всего 7% рынка. При этом здесь, безусловно, доминируют США, которым принадлежит 44% рынка. Второе место и 20% рынка занимает Великобритания, а третье — Китай с 18%.

Что же касается продаж видеоигр, то здесь лидирует Китай, который за год зарабатывает на этом 34,4 млрд долл. Несущественно отстают США — 31,5 млрд долл., за ними следует Япония — 17,7 млрд долларов.

По продажам музыки первое место, опять же, досталось США — 5,9 млрд долл. (неудивительно, если учитывать, что большинство современных музыкальных исполнителей и ведущих музыкальных студий из этой страны). Второе место заняла Япония (2,7 млрд долл.), а третье место делят Великобритания и Германия — по 1,3 млрд долларов.

ТАК КТО ЖЕ САМЫЙ КРЕАТИВНЫЙ?

Думаем, никто не удивится, когда узнает, что первое место в нашем итоговом рейтинге занял Китай. Он абсолютно доминирует по объему экспорта креативных товаров и по его доле в совокупном экспорте страны, по торговому балансу и темпам роста креативной экономики, лидирует по числу выдаваемых ежегодно патентов и выручке от продажи видеоигр, занимает внушительную долю на мировом рынке изобразительного искусства. Второе место — и здесь тоже обошлось без сюрпризов — заняли США. Несмотря на то, что креативные индустрии не занимают столько важного места в американской экономике в целом (американцы больше закупают креативных товаров, чем продают), у США очень сильные позиции по продажам интеллектуальной собственности, числу выданных патентов, а также в основных секторах креативной экономики: изобразительном искусстве, видеоиграх и музыке. Третье место делят Великобритания и Франция, страны, где сектора с высокой долей добавленнеой стоимости, полученной от управления правами на интеллектуальную собственность, традиционно играют важную роль.

За четверкой лидеров следуют Германия, Япония, Швейцария, Италия, Индия и Южная Корея. Богатая география свидетельствует о том, что европейские страны уже утратили прежнее доминирование на рынках, связанных с творчеством и интеллектуальной собственностью. В последние годы не только креативные индустрии, но и вся экономика в целом растет в первую очередь благодаря азиатским странам — неудивительно, что и в нашем рейтинге многие из них вошли в топ-15.

•••

Стоп, но почему Россия находится на невысоких позициях, несмотря на внушительные темпы роста креативной экономики и высокий уровень развития ИТ-сектора? Все дело в невысокой базе: в нашей преимущественно сырьевой экономике креативные индустрии занимают лишь незначительную долю: например, их доля в совокупном экспорте России составляет всего 0,4% (сравните с лидерами по этому показателю: Китаем с его 6,6%, Италией с 4,9% и Францией с 4,6%). У нас отрицательный торговый баланс в торговле товарами креативных индустрий из-за сильной зависимости от китайского импорта, наши доходы от продажи интеллектуальной собственности едва превышают 1 млрд долл. в год, в то время как даже у Швеции, замыкающей топ-10 в данной подкатегории, этот показатель составляет 8,3 млрд долларов.

Из-за этого Россия не вошла в топ-10 по многим категориям и оказалась лишь на 12-м месте в итоговом рейтинге. Чтобы нагляднее показать позиции страны по каждому из проанализированных показателей, мы составили отдельную таблицу.

Вероятно, во многом столь невысокие позиции России на мировом рынке креативных индустрий обусловлены отсутствием определения креативной экономики на законодательном уровне. Есть отдельные меры по поддержке кино, изобразительного искусства, ИТ-сектора, однако пока не наблюдается целенаправленной государственной политики во всех этих секторах в целом.

Материал опубликован в № 12 печатной версии газеты «Культура» от 24 декабря 2020 года в рамках темы номера «Экономика культуры: как культура превращается в индустрию?».

 Фото: WWW.VD-TV.RU; фото на анонсе  Кирилл Зыков / АГН «Москва»