Бизнес с особенностями развития: как живут художники с аутизмом

Татьяна ФИЛИППОВА

01.04.2020




Основатели проекта «Наивно? Очень» актриса Нелли Уварова и ее партнер Елена Вахрушева верят в то, что социальный проект может быть успешным. Их детище — бизнес по продаже работ художников с аутизмом, к которому недавно прибавились собственные мастерские, развивается уже девять лет. А говорили, что эта затея не протянет и полгода.


Как все начиналось

В Российском академическом молодежном театре это начинание считают отчасти своим, потому что его придумала актриса РАМТа Нелли Уварова. Десять лет назад она попала на выставку работ студентов Технологического колледжа №21, где учатся люди с особенностями развития ментального характера, в том числе с расстройствами аутического спектра (РАС). Нелли говорит, что это была любовь с первого взгляда: ее поразили именно работы, такие же нестандартные, как и их авторы. 

«Я просто влюбилась в их творчество, стала с ними общаться, дружить. Мне захотелось, чтобы с ними познакомились другие. Таких, как я, поклонников наивного творчества не так уж мало. Проект мы создали для того, чтобы выстроить мостик между авторами, их работами и обычными людьми, которые о них не знают». К тому моменту, когда Нелли решила открыть интернет-магазин, чтобы продавать произведения выпускников колледжа, у нее уже был надежный партнер — Елена Вахрушева, будущий директор проекта «Наивно? Очень».

Своими руками

Интересно, что проект никогда не рассматривался как благотворительный, хотя это было бы логично. Нелли Уварова — известная актриса, почему бы ей не основать собственный фонд, по примеру коллег по сцене, объявить сбор пожертвований и не думать о таких вещах, как окупаемость, прибыль, тираж и так далее? Но идея была совсем другая — не собрать деньги в пользу людей с особенностями развития, а показать, что они могут жить так же, как все остальные. Быть как все — для многих из них недостижимая мечта. Ходить на работу, получать зарплату, пусть небольшую, — счастье.

«У нас не было в этом смысле никаких метаний, я помню наш первый разговор, когда я сказала: никакого фонда, — вспоминает Нелли Уварова. — Важно, чтобы сами ребята могли утвердиться в мысли, что можно продавать работы, делать бизнес, а не просить подаяние».

Аутизм — довольно сложное и не до конца изученное заболевание. Проявляется оно по-разному: у одних — серьезная задержка в развитии и нарушение речи, у других интеллект нормален или даже выше нормы, но все равно есть проблемы с коммуникацией. Например, человек с аутизмом может ходить только по строго определенному маршруту, или сильно разволноваться, если нарушится привычный ему распорядок дня. Общее одно — они не вписываются в социум. Общество не знает, что с ними делать. В нашей стране у человека с нарушением аутистического спектра есть только два варианта жизни: с родителями или близкими родственниками или в психоневрологическом интернате. Проект «Наивно? Очень» — попытка найти третий вариант. И следующим шагом на этом пути стало создание собственных производственных мастерских.

Особенные люди

Мастерские, разумеется, тоже особенные. Такие художники не могут работать самостоятельно, им нужно специальное сопровождение, «плечо». Что бы они ни делали, рядом обязательно должен быть педагог, психолог, мастер, тьютор. Сейчас в мастерских «Наивно? Очень» пятнадцать «особенных» художников, больше проект пока взять на себя не в силах, хотя желающих попасть в него очень много.

«С ними нужно уметь работать, — объясняет Елена, — нам повезло, у нас собрались люди, которые это умеют. Нельзя сюсюкать и общаться как с маленькими. Нужно разговаривать на равных, считая своими коллегами, просто подстраиваясь под особенности каждого».

Творчество делает с такими людьми чудеса. Во-первых, сам процесс оказывает терапевтический эффект, во-вторых, они начинают чувствовать себя нужными. «Вы бы видели, как они меняются, как гордятся собой, — рассказывает Елена Вахрушева, — их самооценка растет». Четверо из пятнадцати художников сами ездят по Москве, доставляют заказы интернет-магазина, привозят свои работы из мастерской в магазин. Для них это большая победа.

Особенный бизнес

«С точки зрения строительства бизнеса мы, конечно, большие дураки, — смеется Нелли. — Надо смотреть правде в глаза. У нас была идея, мы считали, что это главное. Бизнес-план появился гораздо позже, чем мы запустились. Понадобилось время, чтобы понять, что бизнес-процессы должны быть выстроены по всем правилам».

Нелли рассказывает, что очень не хотела делать тиражные вещи, надеялась, что можно будет продавать только авторские. Первые два года были убыточными, проект держался только на энтузиазме основателей. Скоро всем стало понятно, что без компромисса, то есть без поточного производства, выйти на самоокупаемость нельзя, и появились кружки и тарелки с принтами.

«Национальный фонд поддержки правообладателей» решил нас поддержать, — вспоминает Елена Вахрушева, — и выдал грант в сто сорок тысяч рублей. Для нас это была огромная сумма: наш интернет-магазин за год выручил 258 тысяч рублей. Как перечислить нам эти деньги, они не знали, и поэтому просто спросили: «А что вам нужно?» Мы сказали: «Оборудование!», и они купили нам термопрессы для печати на кружках и тарелках и все необходимые расходные материалы».

Второй прорыв произошел, когда проект запустил текстильное направление. Оборудование стоило около миллиона рублей. Первые футболки Елена Вахрушева печатала сама и только в 2017 году начала искать тех, кто мог бы делать это за зарплату.

Следующий важный этап, он же компромисс, связан с запуском репринтов. Живопись художников проекта «Наивно? Очень» нравится многим, но далеко не все могут позволить себе купить оригинал за несколько десятков тысяч рублей. Продавать живописные работы задешево было бы неправильно, поэтому было найдено единственно верное решение — печатать цветные копии на натуральном холсте, натянутом на подрамник. И дело пошло. «А картины, — говорит Нелли, — останутся для галереи. Это будет наш следующий шаг».

Человеческий фактор

Как может выжить социальный проект в условиях, когда государство никак подобные проекты не поддерживает, не видит, не хочет ничего о них знать? Только за счет личных связей. Проекту «Наивно...» помогает театральное братство. В 2015 году театр «Современник» выпустил спектакль «Загадочное ночное убийство собаки» по пьесе Саймона Стивенса, написанной, в свою очередь, по роману Марка Хэддона, ставшему британским бестселлером. Главный герой пьесы — пятнадцатилетний мальчик с аутизмом, который проводит целое расследование, чтобы узнать, кто убил собаку. Проект «Наивно? Очень» участвовал в работе над этой постановкой: актеры встречались с художниками, чтобы понять, что они чувствуют, как воспринимают мир, как общаются. И вообще, что это значит — быть другим. Ребятам прочитали пьесу, один из них, Роман Горшенин, сделал серию картин, иллюстрирующих эту историю. В «Современнике» к премьере открыли выставку, а две картины стали афишами к спектаклю. 

Режиссер «Загадочного ночного убийства собаки» Егор Перегудов в одном интервью сказал, что человек с аутизмом, возможно, герой нашего времени, поскольку постоянно испытывает одиночество, непонимание, неустроенность — то, с чем все чаще приходится сталкиваться всем нам. После таких событий интерес к проекту растет, о нем говорят и пишут. Помогает продажам еще и «сарафанное радио» — когда кто-то что-то купил в интернет-магазине «Наивно...» и рассказывает своим друзьям, какие «здоровские вещи» там есть.

Хоть грустно жить, однако жить еще возможно

Сейчас у «Наивно? Очень», кроме интернет-магазина и мастерских, есть еще офлайн-магазин на территории дизайн-завода «Артплей», в котором продаются вещи с принтами «особенных» художников. Среди них настоящие хиты. В начале этого года, например, «выстрелили» футболки и свитшоты с надписями «Свободы хочется и денег». Не все знают, что это Чехов, цитата из письма Суворину, 1893 год. Но как-то совпало с настроением 2020-го.

Есть очень забавные принты в серии «Жизнь замечательных идей» и пушкинская серия с прекрасными рисунками Романа Горшенина — одного из «звезд» проекта. «Хоть грустно жить, друзья мои, однако жить еще возможно», — это Пушкин, из «Руслана и Людмилы».

«Наших художников знают, у каждого из них есть свои поклонники, — объясняет Елена Вахрушева. — Но, чтобы они приобрели настоящую известность, общество должно немного по-другому относиться к людям с особенностями развития. От них многие до сих пор шарахаются. Были случаи, когда наших ребят в метро останавливали, принимая за наркоманов: если человек ведет себя не как все, думают, что он обкурился или пьян. Рому Горшенина не раз задерживали в метро из-за его набитого рюкзака. Он просто все свои мелочи, вещи, дорогие ему, всегда таскает с собой, не может по-другому, а показывать все, что ему дорого, посторонним не хочет. Сейчас он в метро старается не спускаться, боится, что его опять обыщут».

Поэтому все непросто. Тем не менее проект растет, в старой мастерской на Волгоградском проспекте ему уже тесно, и он ищет более просторное помещение, где можно расширить производство, запустить свой швейный цех. А в будущем — создать центр, где над мастерской и галереей живописи будут еще и квартиры для «особенных» художников.

В будущее возьмут не всех

Проект «Наивно? Очень» — самое настоящее социальное предпринимательство: люди с особенностями развития работают по бессрочному трудовому договору, получают заработную плату. Правда, маленькую, но она и у директора небольшая. А для государства этого проекта как бы и нет вовсе. Никаких социальных льгот он не получает. «Более того, — сокрушается Елена, — наших ребят лишают льгот, если они работают. Так произошло с Тимуром Штроманом, его лишили московской надбавки к пенсии в размере 5600 рублей. Когда его мама возмутилась, ей ответили: «У вас первая группа инвалидности, вот и сидите дома, зачем вы пошли работать?»

Если проект Закона о социальном предпринимательстве, который появился минувшим летом, будет принят в нынешней редакции, «Наивно...» опять не попадет в льготную категорию, как и большинство других социальных проектов, таких, как «Авоська дарит надежду» Евгения Рапопорта. Получается, что рассчитывать его основателям стоит только на себя. На то, что социальный бизнес может приносить прибыль. Первые девять лет он уже продержался, дальше должно стать легче.

Материал был опубликован в 1-ом номере газеты «Культура» за 2020 год  (30 января).



Все фотографии предоставлены проектом «Наивно. Супер»