Плацкарт уходит в будущее

Дмитрий МАЛИНИН

25.05.2019

К началу отпускного сезона ОАО «РЖД» подготовило россиянам отличный подарок — ​на линию вышли первые плацкартные вагоны нового образца. По комфорту путешествие теперь максимально приближено к поездке в купе, а по некоторым параметрам новинка их даже превосходит. Передовые российские технологии, материалы и решения — ​все на высшем уровне. Впрочем, имеются и некоторые «детские болезни».

С Казанского вокзала отправляется скорый поезд № 20 Москва — ​Ростов-на-Дону, именно в него включили один из первых перспективных вагонов. Попутно железнодорожники соберут информацию о пожеланиях людей: что в плацкартах XXI века можно улучшить.


Уют и хай-тек

— Пассажирам очень нравятся новые вагоны, на фоне плацкартов старого образца они и смотрятся отлично, и уровень комфорта тут совсем иной. Все спрашивают, когда новинка получит повсеместное распространение, люди ее очень ждут. И неизменно высказывают гордость за отечественных производителей, сотворивших это чудо, — ​рассказывает начальник поезда № 20 «Тихий Дон» Павел Колюжный.

По сравнению с привычными всем нам вагонами получилось, действительно, интересно и свежо. Хотя все изменения касаются лишь внутренностей части.

— Наш завод проводит капитально-восстановительный ремонт подвижного состава, по сути, от вагона остается только ходовая часть и каркас со стенками, все остальное — ​новое. И это — ​не только интерьер, под обшивками современная теплоизоляция и шумоизоляция, переложены коммуникации, — ​объясняет начальник технической службы Тамбовского вагоноремонтного завода Иван Харин.

…Мы идем по вагону, скоро объявят посадку пассажиров. Павел Колюжный объясняет, что изменилось. Впрочем, все и так понятно на интуитивном уровне — ​конструкторы не стали мудрить и выбрали простые решения. Так, лесенка на верхние полки теперь интегрирована в боковую стенку, а между самими лежачими местами над нижним столиком появился и верхний. Небольшой, но вполне достаточный. У каждого пассажира имеется свой порт USB для зарядки электронных устройств, есть индивидуальное освещение современного типа.

Привычного титана напротив купе проводников больше нет, вместо него — ​стильно выглядящий «водораздатчик». Кипятка он не выдает — ​греет только до 60 градусов — ​но эта проблема решена при помощи термопота производства российской компании «Vitek».

— Жаль, конечно — ​уходит эпоха… Горящие угольки в титане, тот специфический запах, вызывающий неизменную ассоциацию с железной дорогой. Но никуда от прогресса не деться, будем надеяться, что новая система окажется столь же удобной в эксплуатации, как и прежняя, — ​разводит руками председатель «Общества любителей железных дорог» Алексей Вульфов.

С эксплуатационными характеристиками полный порядок, емкости можно заправлять любой чистой водой. Например, из колодца. Вагон оборудован мощной системой фильтров, жидкость очищается, проходит дезинфекцию, и только затем поступает на раздачу. Заправить вагон водой можно где угодно — ​практичность осталась на прежнем уровне.

Но главная «фишка» обновленных вагонов это, конечно, шторки — ​теперь каждый пассажир может уединиться, отгородиться от всего мира. Спокойно поспать, почитать книгу или просто подумать в одиночестве. Передовое слово в комфорте — ​больше и сказать нечего.


Работа над ошибками

Тем не менее, новинка имеет «детские болезни», в этом нет ничего удивительного — ​от ошибок никто не застрахован. Начальник поезда обратил мое внимание на не самую удачную обшивку полок — ​тканевую. Также пассажиры жалуются на малое количество крючков для одежды, полочек и прочих мелких удобств.

— Однако больше всего претензий — ​по поводу мест расположения багажа. Как видите, ради удобства верхних пассажиров полку для вещей наполовину «зарезали», и люди на это жалуются. Как будет решаться данный вопрос — ​непонятно, — ​сетует Павел Колюжный.

Завод в курсе мнений россиян, работа над ошибками продолжается, вагонное убранство постепенно доводят до ума.

— Тканевую обшивку меняем на современную стойкую и красивую экокожу. Число крючков и мелких полочек увеличили, добавили брючницу. Были замечания по поводу барьеров для пассажиров верхних полок, но с этим на самом деле проблем нет — ​они просто непривычные, а с работоспособностью там полный порядок. На счет багажной полки ничего пока сказать не могу — ​думаем, — ​говорит Иван Харин.

Что особо приятно — ​при капремонте вагонов использовались исключительно отечественные материалы и комплектующие. Практически все — ​начиная от тканей, пластика и экокожи, заканчивая электроникой, сантехникой и светодиодным освещением — ​имеет российское происхождение. Этот момент представитель завода отметил с особой гордостью.

Уже более полувека единственным производителем плацкартных вагонов в России является ОАО «Тверской вагоностроительный завод», там же всегда производился и капитальный ремонт старого подвижного состава этого типа. Подключение предприятия в Тамбове, бесспорно, пойдет на пользу производству, ровно как и работа дизайнера, который признался, что в таких вагонах никогда не ездил. Свежий взгляд на привычные вещи — ​это всегда хорошо.

— Дизайн обновленного плацкартного вагона был отмечен главной наградой 2019 года престижной международной выставки Red Dot Award в номинации «Промышленный дизайн», — ​сообщил первый заместитель гендиректора АО «Федеральная пассажирская компания» Алексей Жигунов.

Планируется, что в 2025-м весь подвижной состав ОАО «РЖД» пройдет модернизацию, и россияне смогут путешествовать с повышенным комфортом. До конца же текущего года, как рассказал Иван Харин, в Тамбове выпустят не менее 50 обновленных вагонов, которые разойдутся по всем магистралям страны. Кстати, проезд в них стоит столько же, как и в обычных.


Через века

Плацкартный вагон современного типа уже немолод — ​изделия данного типа выпускаются с 1946 года, то есть восьмой десяток лет. Первые образцы производства Ленинградского завода им. И. Е. Егорова, бесспорно, отличались от нынешних, но лишь в незначительных деталях — ​общая компоновка осталась неизменной. Более того, в конце 40-х — ​начале 50-х они имели крайне высокий уровень отделки, включая иногда даже натуральный шпон.

Последние два-три десятилетия ничего принципиально не изменили. В ряд вагонов при капитальном ремонте стали устанавливать кондиционеры, однако встретить такое удобство можно крайне редко. Ровно как и иные «излишества» вроде дверей современного дизайна, телеэкранов, кулеров и информационных табло.

— Плацкартный вагон — ​уникальная отечественная разработка, которая стала возможной исключительно по причине нашей широкой колеи. А вообще, по науке, он называется иначе — ​ЦМВО, — ​то есть цельнометаллический вагон открытого типа. Не закрытый, как купейный, а с общим пространством. Да, сама платформа, на основе которой его сделали, еще дореволюционная. Что не менее важно: понятие плацкарты (карты места) — ​то есть конкретной полки, которую покупает пассажир на время дороги, — ​появилось тоже у нас, в СССР. Первые послевоенные вагоны действительно отличались интересным интерьером — ​с обшивкой из линкруста (красивый рельефный обивочный материал на основе ткани и полимеров. — «Культура»), потом пришел пластик. Но нельзя сказать, что в 60-е мы что-то потеряли, в целом комфорт вырос. Хотя с точки зрения красоты мы тогда действительно все же чего-то лишились, — ​рассуждает Алексей Вульфов.

Как видим, «железнодорожная эстетика» возвращается и скоро распространится на весь парк ФПК.

— Обновленный плацкартный вагон демонстрирует возможности модернизации существующего подвижного состава при капитально-восстановительном ремонте с учетом новейших и перспективных требований. Основная цель проекта — ​предоставить пассажирам максимальный комфорт и удобства путешествия в поездах дальнего следования. По результатам опроса пассажиров и оценки проектных и дизайнерских решений, вагон получил положительную оценку, — ​подчеркнул Алексей Жигунов.


Фото на анонсе: Александр Авилов/mskagency.ru