Первая народная Ермолова

Сергей ГРОМОВ

13.07.2018

Фото: РИА Новости165 лет назад, 15 июля 1853 года, родилась великая русская актриса Мария Ермолова, чье имя носит один из столичных драмтеатров.

«Вы — самое светлое воспоминание нашей юности. Вы — кумир подростков, первая любовь юношей. Кто не был влюблен в Марию Николаевну и в образы, ею создаваемые? Великая благодарность за эти порывы молодого, чистого увлечения, Вами пробужденные! Неотразимо Ваше облагораживающее влияние. Оно воспитало поколения. И если бы меня спросили, где я получил воспитание, — я ответил бы: в Малом театре, у Ермоловой и ее сподвижников», — эти слова по случаю 50-летия ее творческой карьеры произнес в 1920-м Станиславский. Градус патетики, наверное, можно было бы счесть чуть завышенным, если бы схожих панегириков Мария Николаевна не удостаивалась от выдающихся людей и прежде.

К примеру, не падкий на витиеватые метафоры Чехов в 1890-м в письме литератору и театральному критику Алексею Плещееву сообщал: «Недавно я обедал у Ермоловой. Цветочек дикий, попав в один букет с гвоздикой, стал душистее от хорошего соседства. Так и я, пообедав у звезды, два дня потом чувствовал вокруг головы своей сияние». Антон Павлович иронизировал? Едва ли. Однако слово «звезда» использовал по прямому назначению: светом своего таланта она действительно затмевала в то время всех вокруг себя.

Знаменитый живописец Игорь Грабарь, уже в 1950-е, на этот счет свидетельствовал: «Для величайших артистов, художников, музыкантов, писателей... для Ленского и Станиславского, для Неждановой и Шаляпина, для Серова и Нестерова, для Островского и Горького — Ермолова была символом красоты и правды в искусстве, героической силы и душевной глубины — в творчестве, горячей любви к Родине — в направлении всей деятельности».

Звания заслуженной артистки Императорских театров ее удостоил Николай II, первой народной артистки Республики — Владимир Ленин. Мария Ермолова блистательно исполнила огромное количество знаковых для русской сцены ролей. Не играла лишь героинь Чехова. И не потому, что была равнодушна к произведениям Антона Павловича, — она служила в Малом, а его пьесы (по неписаной договоренности между театрами) являлись «собственностью» МХТ.