«Война и мир» против «Войны миров»

Андрей РУДАЛЕВ, публицист

21.09.2017

На наших глазах голливудские штампы становятся реальностью. Впрочем, может быть, жизнь насильно пытаются сделать похожей на дурную фантазию.

В том, что знаменитая радиопостановка «Войны миров» 1938 года привела к панике среди слушателей, нет ничего удивительного. Главное — внушить обществу определенное восприятие мира, а потом можно делать с ним что хочешь — спасать от темных сил, злобных инопланетян, бороться с нашествием зомби или чудовищных русских.

Роман Уэллса все еще транслируется, эффект время от времени нарастает. Америке супергероев, вытаскивающих человечество из ямы, необходим реальный глобальный враг. Иначе он заскучает и превратится в Хэнкока.

Противник нужен не выдуманный, не инопланетный, а из плоти и крови, чтобы строил свои козни не где-то там, на своей темной стороне Земли, а на территории благословенных Штатов и покушался бы на главные ее святыни. Например, на выборы. Вот и прекрасный актер Морган Фримен снялся в пропагандистском ролике, где рассказал о нападках России на демократию, оплотом которой являются США. Артист утверждает, что идет война, и Москва атакует, добивается реванша за распад СССР. Киношной русской мафии мало, даже если она в плотной спайке с властью. Фримен поставил на шпионский детектив, где агент под прикрытием избирается на пост президента России, чтобы мстить Америке. Кстати, что-то подобное уже снималось. В фильме «Солт» героиня Анджелины Джоли разоблачила тайную операцию «День Икс», разработанную еще во времена «холодной войны» для уничтожения США. Там тоже было много внедренных агентов...

Очевидно, что Фримен не играет, таковы его убеждения. Он свято верит в демократическое лидерство США, на которое покушаются темные российские силы. Он, будучи отличным актером, в полной мере вжился в эту реальность и иной себе картину мира не представляет.

В условной «Войне миров» голос актера крайне важен, ведь он однажды уже сыграл бога, почему бы сейчас ему не призвать на битву со злом? Стало уже общим местом утверждение, что Штаты до сих пор мыслят себя в категориях «холодной войны». Завоевания той эпохи надо защищать. Одно из главных следствий тогдашней американской победы, как полагают за океаном, — представление о безропотном и подчиненном положении России, доведенной до состояния «бензоколонки». Но вот «бензоколонка» начинает огрызаться, и это повод для съемок второй части успешного блокбастера.

В России же, смею предположить, наследие «холодной войны» было преодолено. Тогда мы не чувствовали себя проигравшими, мы искренне полюбили Америку и весь «цивилизованный» мир, учились горбачевскому новому мышлению. Разочаровавшись в коммунистической романтике, погнались за другой мечтой. Кто тут кого победил, чтобы говорить о реванше?

«Холодная война» была практически забыта, ее оттеснила на периферию гигантская боль за распад большой страны. Но и сейчас никто не говорит о возмездии. Кому и за что мстить?  За свои мечты? У России не киношно-голливудская история и логика, она, скорее, литературная — с напряженной рефлексией и самокопанием. Но как рассказать о «Войне и мире» в той реальности, где без конца транслируется «Война миров»?

Чтобы поведать о реваншистской России, используются не только супергеройские штампы, но, как в хорошем триллере, подключен психоанализ, и через него якобы сделались явными все побудительные мотивы. Так в фильме СNN о Путине, когда зашла речь о развале Союза, проскочила реплика «триста лет истории были стерты», то есть страна была откинута в допетровские времена. Говорилось, что развал — личная трагедия Владимира Путина и восстановление является его идеей фикс. Для объяснения мотивации часто используется также образ огромной толпы у здания госбезопасности ГДР в Дрездене, в котором в тот момент находился нынешний российский президент. Тогда, мол, сформировался его характер. Что тут еще скажешь? Психоанализ не врет, враг на пороге и даже уже перескочил его!

Такова иллюзия обмана. Ее озвучил прекрасный актер Морган Фримен. Но как вернуться к действительности? Как осознать, что мир богат и разнообразен, что он намного больше, чем фантомы «холодной войны» и голливудские штампы? Россию к реальности возвращает сама жизнь, крайне жестоко, трагично. Не хотелось бы желать даже сотой доли подобного США.

В связи с этим вспоминается фильм «Бердмэн». Актер, в свое время сыгравший культового персонажа, начинает жить в двух реальностях. Человека все больше оттесняет пернатый супергерой. Персонаж в итоге выходит в окно... Американский кинематограф настойчиво взыскует конца света. Будем надеяться, что этот сценарий не станет реальностью.

Надо понять, что на самом деле Америка — на периферии, настоящая жизнь проходит мимо нее, а ей приходится довольствоваться лишь голливудской реальностью да устрашающими радиопостановками. Жить на самоподзаводе. Ее лидерство и супергеройство — в навязчиво-дидактичной виртуальной сфере.

Отношение же российского зрителя к Фримену не изменится, какие бы глупости он ни говорил. Актер-то хороший. Его высказывания о России мы воспримем как очередную роль в малобюджетной короткометражке. Надо беречь умение отделять реальность от вымысла. В России оно выстрадано.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции