Не хватило высоты

Александр АНДРЮХИН

29.12.2016

Искать и поднимать обломки разбившегося 25 декабря Ту-154 будут в течение месяца, работы не должны прекращаться и в новогоднюю ночь. Информация с поднятых «черных ящиков» анализируется экспертами, окончательный вывод еще не сформулирован, но уже сейчас можно сказать твердо: теракта не было.

Ту-154 Минобороны России направлялся с подмосковного аэродрома Чкаловский на авиабазу Хмеймим. Сделал дозаправку в Адлере и через 2 минуты после взлета пропал с радаров, рухнув в Черное море. На борту находилось 92 человека — 8 членов экипажа и 84 пассажира. В их числе 64 музыканта Ансамбля имени Александрова и руководитель коллектива Валерий Халилов, 9 тележурналистов — с Первого канала, НТВ и канала «Звезда», 7 представителей военного ведомства, директор департамента культуры Минобороны РФ Антон Губанков, а также глава благотворительного фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, известная как доктор Лиза. Артисты и журналисты летели поздравлять несущих службу в Сирии военных с Новым годом, а доктор Лиза сопровождала гуманитарный груз для местных больниц.

Падение самолета стало полной неожиданностью. Метеоусловия в районе Сочи были благоприятными, за штурвалом сидели опытнейшие летчики. Теракт? Такая возможность в числе приоритетных даже не рассматривалась — не тот случай. «Версию теракта я исключаю полностью, — заявил председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров. — Самолет Минобороны, воздушное пространство Российской Федерации, здесь не может быть такой версии».

Вскоре был найден очевидец катастрофы. По его словам, вылетев из аэропорта, самолет не стал набирать высоту, а, наоборот, с определенного момента начал снижаться к морю с сильно задранным носом, будто хотел совершить посадку. Свидетель сравнил увиденное с поставленным на заднее колесо мотоциклом. Добавила ясности информация с первого поднятого «черного ящика»: нештатная ситуация на борту могла произойти из-за не убравшихся закрылков. 

Окончательные выводы будут сделаны после обработки всей полученной информации. Но уже сейчас эксперты склоняются к тому, что причина катастрофы носит технический характер. Пилотам же не хватило запаса высоты для того, чтобы выйти из опасной ситуации. Мастерства бы хватило. У командира Романа Волкова налет составлял более трех тысяч часов. А штурман Александр Петухов находился в составе легендарного экипажа, который в 2011 году совершил посадку потерявшего управление самолета, тоже Ту-154. Видео этого феноменального маневра за гранью реального собрало десятки тысяч просмотров в Сети — его назвали «танцующий Ту». Тогда летчика вместе с коллегами наградили орденом Мужества. Повторить подвиг на этот раз, увы, не удалось.