Версия теракта основной не является

Александр АНДРЮХИН

26.12.2016

Ту‑154 Минобороны России направлялся с подмосковного аэродрома Чкаловский на авиабазу Хмеймим в Сирии. Он сделал дозаправку в Адлере и через 2 минуты после взлета пропал с радаров, рухнув в Черное море.

На борту находилось 92 человека — 8 членов экипажа и 84 пассажира. В их числе 68 музыкантов Ансамбля имени Александрова, включая руководителя Валерия Халилова, 9 тележурналистов — с Первого канала, НТВ и канала «Звезда», 6 сопровождающих из военного ведомства, среди которых и директор департамента культуры Минобороны РФ Антон Губанков, а также глава благотворительного фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, известная как доктор Лиза. Артисты и журналисты летели поздравлять находящихся в Сирии военных с Новым годом, а доктор Лиза сопровождала гуманитарный груз для больниц.

Падение самолета стало полной неожиданностью. Метеоусловия в районе Сочи были благоприятными: хорошая видимость, слабый ветерок. Маловероятна и ошибка пилотирования. За штурвалом сидели опытнейшие летчики. Но поначалу эксперты вероятность теракта отметали.

— Версию теракта я исключаю полностью, — заявил председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров. — Самолет Минобороны, воздушное пространство Российской Федерации, здесь не может быть такой версии.

По мнению сенатора, причина крушения либо в технической неисправности, либо в ошибке пилотирования.

— Самолет должен был совершить после взлета разворот над морем. Не исключено, что он не вышел на нужную траекторию, — предположил Озеров.

В пользу версии об ошибке пилотирования говорит и то, что крушение произошло на взлете. У Ту‑154 из-за тяжелых двигателей в хвостовой части имеется склонность к сваливанию в плоский штопор. Чуть превысил угол атаки — и самолет уже в штопоре, из которого выбраться практически невозможно. По этой причине, например, произошла авиакатастрофа пассажирского Ту‑154 в 2006 году под Донецком.

Среди возможных причин катастрофы есть и версия о технической неисправности. Самолет далеко не новый. Борт под номером 85572 был выпущен 29 марта 1983-го на Куйбышевском авиазаводе (ныне «Авиакор»). За 33 года эксплуатации капитально ремонтировался только трижды. Последний капремонт проходил в декабре 2014-го. С тех пор заявок на плановое техническое обслуживание самолета и продление ресурса на «Авиакор» не поступало. Но, с другой стороны, и возраст, и режим обслуживания вполне вписываются в нормативы безопасности.

Есть момент, заставляющий усомниться в технической причине катастрофы. Разлет обломков самолета, обнаруженных водолазами на глубине 50–70 метров и на расстоянии от 1,5 до 7 км от берега, составил более 15 км. Это наводит на мысль, что самолет начал разрушаться еще при взлете.

— Похоже на то, что произошло в Шарм-эш-Шейхе, где сначала скорость лайнера была 780 км/ч, потом резко упала до 170 км/ч, — высказал мнение летчик-инструктор ВВС России Андрей Красноперов, — и одновременно наблюдалась резкая потеря высоты в более чем тысячу метров. Обширный разлет осколков говорит о том, что самолет не просто попал в штопор. Очевидно, он начал разваливаться на большой высоте. Значит, взорвался. Значит, где-то кому-то дали чемоданчик. Когда лайнер просто падает в море, на поверхности образовывается масляное пятно, а потом всплывают части.

С коллегой согласен другой авиаэксперт — Вадим Лукашевич, обративший внимание на то, что самолет разрушался не во время падения, а при наборе высоты.

— Невозможно, чтобы при ошибке пилотирования машина развалилась в воздухе, — сказал Лукашевич. — Если самолет подобным образом разрушается — значит, теракт.

Разумеется, это только предположения. О точной причине крушения можно будет говорить после расшифровки черных ящиков. Но пока они не найдены, так же как и основные части самолета. Поиски в районе катастрофы продолжаются. А версию теракта исключать пока рано. РИА «Новости» со ссылкой на источник в спецслужбах, сообщают, что таковая имеется, но не является основной.

Для расследования катастрофы создана следственно-оперативная группа СКР. Возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил полетов, повлекшее тяжкие последствия». Следователи изымают документы и допрашивают лиц, готовивших Ту‑154 к вылету.

В связи с трагедией Первый канал, «Россия», НТВ и РЕН ТВ сняли с эфира развлекательные программы. Участие президента Владимира Путина в световом шоу в Санкт-Петербурге 26 декабря также отменено по причине траура.