Кино, Прокофьев и виртуальная реальность

Евгения КОРОБКОВА

08.12.2016

В Санкт-Петербурге завершил работу V Международный культурный форум.

На три дня население Северной Пальмиры увеличилось на двадцать тысяч человек: именно столько съехалось политиков, общественных деятелей, руководителей российских и иностранных культурных учреждений. Особый вес событию придавало участие Владимира Путина. 

Фото: Вячеслав Прокофьев/culturalforum.ru

Санкт-Петербургский форум отличается имперским размахом. Встречи, презентации, заседания, круглые столы развернулись на пространстве от Эрмитажа и Этнографического музея до Гатчины. Но сердцем мероприятия уже в который раз становится Мариинка. Не случайно на церемонии открытия президент отметил, что «посещение Мариинского театра, знакомство с творчеством его великолепных артистов уже стало для гостей форума доброй традицией». 

Работа была разделена на четырнадцать секций. Ключевые темы — переход от Года кино к Году экологии, 125-летний юбилей Прокофьева, четверть века Содружеству независимых государств и — неожиданно — виртуальная реальность. Неоднократно звучала мысль о том, что 2016-й стал годом начала четвертой технологической революции, за основу которой взята VR («виар»). Причем Россия в новых технологиях — впереди планеты всей. Именно мы поставляем миру контент для виртуальной реальности.

Словно следуя афоризму Ильича, что важнейшими для нас являются кино и цирк, две одноименные секции оказались самыми представительными и богатыми на зарубежных гостей. Секция «Цирк и уличный театр» во главе с гендиректором Росгосцирка Дмитрием Ивановым и легендарным Славой Полуниным, предложили зрителю большое количество мастер-классов и выступлений иностранных звезд. А «Кино» (председатель Федор Бондарчук) показало довольно насыщенную программу. Изюминкой же стал приезд британца Рэйфа Файнса, сыгравшего в картинах «Английский пациент», «Список Шиндлера», «Грозовой перевал», но молодежи известного, скорее, по образу Волан-де-Морта в «Гарри Поттере». Актер принял активное участие в конференции «Русское кино глазами иностранцев» и удивил зрителей и поклонников рассказом о своем фонде «Киноклассика». Как выяснилось, звезда экрана занимается популяризацией фильмов, в том числе советских и русских. 

Приятной новостью для искусствоведов прозвучала презентация создающегося на базе «Ленфильма» проекта «Чапаев» — огромного мультимедийного портала, посвященного истории отечественного кинематографа. Предполагается, что на нем будут собраны уникальные энциклопедические сведения, а также мастер-классы и лекции отечественных звезд, какие не так просто найти в интернете.

В тесном сотрудничестве с «Кино» работала секция «Музыка». 

— Кино связано с музыкой, а учитывая, что 2016-й был годом Сергея Прокофьева, — неудивительно, что нам уделялось столько внимания, — признался «Культуре» скрипач-виртуоз Сергей Стадлер, возглавлявший секцию.

В один из дней прошел большой концерт-дискуссия, посвященный «душе кино», как поэтично назвал музыку гость форума, известный композитор Эрик Серра. Состоялся и ряд мировых премьер. Завершая год Прокофьева и открывая год Стравинского, оркестр Мариинки исполнил считавшуюся утерянной «Погребальную песню» Стравинского. 

— Это событие мирового уровня. Казалось бы, о каждой ноте Стравинского написаны трактаты, но неожиданно в архивах Консерватории обнаружилось произведение, считавшееся утерянным, — отметил Стадлер. 

По его словам, важнейшим актом стало подписание соглашения о сотрудничестве между Союзом музеев России и Союзом концертных организаций России. 

— Конечно, наши музыканты и прежде выступали в музеях. Примером такого партнерства может служить Эрмитаж. Но теперь, с подписанием соглашения, формы взаимодействия стали более прозрачными и понятными, — заключил собеседник.

Фото: Александр Рюмин/ТАСС

Эта секция оказалась самой долгоиграющей. Музыка продолжала звучать и после официального закрытия. На вечеринке в клубе «Танцплощадка» внук композитора, британский музыкант и известный диджей Габриэль Прокофьев исполнил для петербургской публики сет из классических произведений Игоря Стравинского и Сергея Прокофьева. Александринка завершила год композитора грандиозным концертом «Прокофьев-Гала». 

По сравнению с богатыми на события соседями секция «Изобразительное искусство» поражала аскетичностью. Все три дня в залах Эрмитажа и в Академии художеств проходила конференция «Сохранение культурного наследия». Однако ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Семен Михайловский пояснил «Культуре», что выбор мероприятия был тщательно продуман:

— Так сложилось, что сейчас настоящие искусствоведческие исследования мало востребованы. Больше внимания уделяют выставкам. Критерием эффективности музеев стала посещаемость, а каталоги все больше похожи на альбомы. Именно поэтому мне показалось необходимым предоставить трибуну подвижникам, истинным ученым, чтобы они поделились своими открытиями, — отметил Михайловский. 

Особое место на V форуме занимало все, связанное с 3D-технологиями и виртуальной реальностью. 2016-й ознаменовался запуском в массовое производство VR-очков. Задуманный как дополнение к компьютерным играм, девайс стал активным инструментом популяризации культурных объектов: с появлением гаджета каждый человек получил возможность, не выходя из дома, осязаемо присутствовать на трансляциях сценических постановок. 

Главы отечественных театров, участвующие в работе круглого стола «Инновации в медиа как инструмент популяризации культурных объектов», всерьез рассуждали о возможности продавать билеты для пользователей VR-очков. А главный режиссер Александринки Николай Рощин выразил уверенность в необходимости появления в театральных институтах специальности «режиссер виртуальной реальности».