На орлиных крыльях танца

Елена КОВАЛЕНКО

09.11.2013

Танец — это плавный и величественный полет на широко раскинутых орлиных крыльях над горными вершинами и ущельями, неистовое кружение, древняя мистерия, вобравшая в себя историю и тысячелетние традиции народа и ставшая воплощением его души, национального характера. Это то, чем на протяжении вот уже 75 лет восхищает зрителей пяти континентов Государственный Академический ордена Дружбы народов ансамбль танца «Алан».

Хореографический коллектив, давно ставший визитной карточкой не только Республики Северная Осетия-Алания и всего Северного Кавказа, но и гордостью всей многонациональной России. Обладатель целого вороха престижных международных наград и премий, лауреат Премии правительства РФ 2009 года в области культуры… Мастерству его артистов аплодировали в 45 странах мира — от Скандинавского полуострова до Иордании, Китая и Японии. Для Северной Осетии «Алан» куда больше, чем просто высокопрофессиональный и талантливый хореографический коллектив. Это национальное достояние республики. Часть души  осетинского народа. Символ величавости и плавности, сдержанности  и достоинства. Созвездие имен удивительных мастеров танца, музыки и песни...

— А началось все в далеком 1938 году, когда Татаркану Кокойти, одному из основоположников осетинской профессиональной национальной композиторской школы, поручили организовать в Северной Осетии государственный ансамбль народного танца, — рассказывает художественный руководитель ансамбля, народный артист РСО-А Эльбрус Кубалов. — Первыми его артистами стали молодые ребята и девушки — победители республиканского смотра художественной самодеятельности. Каменщики и шахтеры, трактористы и кукурузоводы — всех объединила жаркая любовь к танцу.

Первые концерты состоялись уже через несколько недель репетиций — перед зрителями столицы республики, а затем и на сценах сельских клубов и домов культуры. Меньше чем через год первые гастроли коллектива с успехом прошли на Украине и в центральных регионах России. Великая Отечественная война на время прервала работу ансамбля. Многие артисты ушли на фронт, были удостоены боевых наград. Однако уже в 1943 году ансамбль снова стал выступать — перед ранеными в госпиталях, в городах освобожденного от гитлеровцев Северного Кавказа, в Закавказье… 

В течение 1946–1967 годов у «штурвала» художественного руководства коллективом побывали такие известные в Северной Осетии мастера искусств, как Т. Кокойти, А. Максимов, Г. Гуржибеков, Д. Хаханов, А. Ачеев, Д. Темиряев. «Алан» много гастролирует по стране, становится лауреатом Всесоюзного и международного конкурсов на VI Московском Всемирном фестивале молодежи и студентов, с триумфом проходят его первые зарубежные гастроли в ГДР. Ансамбль срывает громовые овации в дни Декады осетинского искусства и литературы в Москве. В 1968–1990 годы в историю «Алана» было вписано немало новых золотых строк. Бексолтан Торчинов, Константин Цаболов, Батырбек Сопоев, Ахсарбек Сланов, Марина Кесаева, Зоя Гониева, Алик Хасиев, Казбек Тотоев, Таймураз Булацев, Нодар Плиев, Зелимхан Козаев...

Менялись руководители — мастера своего дела, истово влюбленные в народный танец: Хаджисмел Варзиев, Жанна Кабоева, Юрий Бараков, блистательнейшая танцовщица и хореограф Альбина Баева, в честь которой десятки восхищенных зрителей Осетии называли в те годы своих дочерей. Но не менялось главное — курс, взятый «Аланом» на то, чтобы все выше поднимать планку профессионализма и вдохновенно отточенного мастерства. Ансамбль завоевывает звание лауреата еще двух всемирных фестивалей молодежи и студентов: в 1968 году в Софии и в 1985-м в Москве. Ему аплодируют в Берлине, Амстердаме, Праге, Стокгольме, Кабуле, Бейруте, Брюсселе, Багдаде, Хошимине. В 1977 году ансамбль становится лауреатом Премии имени Коста Хетагурова, в 1988-м — награждается орденом Дружбы народов. С 1990 по 2000 год «Алан» завоевывает золотую медаль на Международном фестивале пяти континентов в Дижоне (Франция), кубок международного фестиваля в Аттине (Италия), становится лауреатом премии попечительского совета Фонда имени Чайковского в области искусств «Золотой Аполлон», обретает статус академического...

Традиционный, массовый, величественно-строгий танец «Симд». Нежный лирический «Хонга кафт» — настоящая поэма о любви. Неистовые, огненные — «Танец с кинжалами», «Горский танец», хореографические композиции «Аланы» и «Орлиное племя». Полный доброго и озорного юмора танец «Игры чабанов» и танцы народов Кавказа. Сегодня репертуар «Алана», идеально сочетающего хореографию и национальный характер, рисунок танца и экспрессию, обширен. Ансамбль, главным балетмейстером которого является заслуженный деятель искусств РФ Касполат Касаев, много ездит с гастролями по регионам России и зарубежным странам, его выступления всегда завершаются овациями и восхищенными «Браво!». А после концертов благодарные зрители признаются артистам: «Вы открыли нам истинную душу Кавказа...» 

Насыщен гастрольный график «Алана» и в нынешнем, юбилейном для него году. Состоялся сольный концерт в зале имени Чайковского в Москве, ансамбль принял участие в концертной программе Дней культуры России в Иране, на очереди торжества в честь 75-летия во Владикавказе, которые пройдут 12 ноября и к которым сейчас коллектив, пополнившийся за последние несколько лет талантливой молодежью, активно готовится. Но все здесь, от ветеранов до новичков, едины в убежденности: предела совершенству нет. 

Удерживать  зрительскую любовь на протяжении 75 лет — особое искусство, подвластное лишь тем, чей источник творчества питает полноводную реку хрустального вдохновения. «Алан» — это имя, это история, это эпоха», — так, с теплотой и восхищением, сказал в свое время о коллективе народный артист России, худрук Государственного театра танца «Гжель» Владимир Захаров. И артисты стараются соответствовать такому отзыву...