Спрос на ИННАвации

Тамара ЦЕРЕТЕЛИ, Кировская область

14.01.2016

Киров, бывшая Вятка. Улица Карла Либкнехта — крестного сына Маркса. Дом 129. Здесь находится фабрика «Весна», вот уже 70 с лишним лет выпускающая игрушки. Предприятие настолько преуспевает, что его изделия, по версии «Детского мира», входят в десятку самых популярных новогодних подарков для малышни.

В 1942 году в городе на реке Вятке основали артель по изготовлению игрушек. Казалось бы, не самое подходящее занятие для военных лет. На самом деле ничего удивительного — просто в Киров эвакуировали не только крупные заводы и ленинградскую Военно-морскую медицинскую академию, но и ребятню. Для них оборудовали около 250 детских домов. И открыли фабрику игрушек — война войной, а занимать малышей чем-то надо.

Артель возникла не на пустом месте. Вятская земля всегда славилась ремесленниками. В XIX веке они делали кукол, крошечную мебель и посуду, деревянные сабли и ружья, погремушки, волчки, миниатюрные ветряные мельницы... В начале ХХ столетия наловчились изготовлять кукол «с натуральным голосом» — на европейский манер, а также паровозы, автомобили и швейные машинки — естественно, из дерева. Но самой известной вятской игрушкой была, конечно же, дымковская, которой эти края славятся вот уже двести лет.

Революция на промысле сказалась не лучшим образом. Старый мир рухнул, игрушечный — тоже. Частники отныне не приветствовались, да и прежние поделки носили характер не пролетарский, а очень даже буржуазный. Но талант в карман не спрячешь — на местных рынках продолжали появляться изделия для самых маленьких. В конце концов возникла сначала одна артель надомников, потом вторая. Игрушки стали более «правильными» — тракторы, комбайны, молотилки, прочая сельскохозяйственная техника. А также танки, пушки, тачанки и броневики — правда, без Ленина.

С началом войны промысел ликвидировали. Но уже спустя год было принято решение «считать организационно-оформленной новую артель по выработке детской игрушки». К концу 1942-го на предприятии работал 41 сотрудник, сорок из них — женщины. Они считались надомницами — свободных цехов в городе не было, все заняли эвакуированные заводы. С этого времени и принято отсчитывать историю фабрики, ставшей впоследствии «Весной».

Первые ассортиментные перечни включали 33 наименования. Некоторые из них ласкают слух: кот Пупа, заяц-клоун, гном ватный, яблоко большого и малого размера...

Когда-то продукция фабрики имелась чуть ли не в каждой советской семье. Конкурентов у нее было немного — да и то все родные, отечественные. Нынче куклам — именно на них специализируется «Весна» — приходится соревноваться то с гламурными Барби, то с Дракулаурами — на лицо ужасными и бог знает какими внутри. А также с наборами «Собери монстра» и прочими детскими товарами, «вдохновленными фильмами ужасов и классическими историями о чудовищах».

На этом фоне толстощекие пупсы кировской фабрики выглядят более чем традиционно. Некоторые граждане на интернет-форумах обзывают «весенние» игрушки «совком»— иные куклы и вправду очень похожи на своих советских предшественниц. Хотя именно эти, классические, пользуются наибольшим спросом — то ли человечнее всех остальных, то ли просто вызывают щемящее чувство ностальгии. В музее взрослые посетители впадают в элегический ступор, увидев знакомые экспонаты. Дальше обычно следуют трогательные рассказы: «У меня был такой же пупс, только в синем чепчике!»

«Таких же» кукол «Весна» делает и сегодня. Например, пластмассовую  Инну выпускают уже несколько десятилетий. Прически и наряды кировская красотка меняет как перчатки. С новым образом она получает и очередной номер, в результате выходят почти тронные имена: Инна вторая, Инна сорок девятая… Эта барышня — какое бы число ей ни присваивали — одна из самых популярных.

Вообще, на недостаток внимания здешние куклы не жалуются — в девках не засиживаются, то есть на складе не залеживаются. А с наступлением экономического кризиса — тем более. Стоит ли платить баснословные деньги за иноземную красавицу, рассудили родители, если кировская Анастасия или Милана стоит в разы дешевле и по качеству не уступает. К тому же и румяна и бела. Конечно, европейская «подданная» и фраз больше говорит, и вообще напичкана всякой электроникой — тут вятским до них далеко. «Но интерактив кукле не всегда нужен, психологи так говорят», — рассуждают на фабрике. Правда, «Весна» тоже старается идти в ногу с прогрессом — в скором времени собирается выпустить модель, которой можно будет управлять с помощью смартфона. Например, закачать сказку, рассказанную мамой.

Основную конкуренцию здешним игрушкам составляет не «интерактивная» Европа, а дешевая Поднебесная. Если кукла Инна в интернет-магазине стоит в районе тысячи рублей, то китайская модница — всего несколько сотен. Дело в сырье: скажем, «Весна» использует итальянское волокно для волос, глаза закупает в Испании, некоторые виды тканей — в Арабских Эмиратах. Хотя и в Иваново тоже. Фабрика и рада бы пойти исключительно по пути импортозамещения, но не всегда удается. Например, волокно раньше приобретали российское, но покупатели засыпали жалобами — куклы у вас хорошие, только локоны не расчесываются. Пришлось искать другие кудри. А вот звуковые устройства используют китайские — те оказались не только дешевыми, но и качественными.

Царит интернационал и на рынке сбыта. Здешние игрушки уже продаются — или вот-вот появятся — в Армении, Казахстане, Белоруссии, Вьетнаме. Хотят в Кирове замахнуться и на старушку Европу — в конце концов, там полно бывших соотечественников. А в Америке нашу продукцию, считай, уже знают: в 2009 году, во время визита Барака Обамы в Москву, ему подарили «Русскую красавицу» — куклу «Весны» в национальном наряде. Одежда была вышита вручную. Правда, реакция гостя в Кирове неизвестна — изготовить сувенир предложила Ассоциация предприятий индустрии детских товаров, ее представители и увезли презент в столицу...

Российские дети любят «весенние» игрушки. На фабрику то и дело привозят кукол «на лечение». «Весна» своих не бросает — оказывает первую медицинскую помощь. Заменит голову, ногу, руку. Или почистит — хозяева иногда так разукрасят, что и родные сборщики не узнают. Еще несчастных часто стригут. А то и купают, чего не выдерживает ни одно звуковое устройство, и куклы потом не могут вымолвить ни слова...

Если соберетесь на фабрику зимой — например, на экскурсию — запасайтесь коньками. Добираться до «Весны» приходится по льду — улицы Кирова  в данный момент представляют собой сплошной каток. Сочувствующее местное население советует скользить в аптеку: за лейкопластырем на тканевой основе. С его помощью кировчане спасаются при гололеде — наклеивают на подошвы и осторожно семенят.

Но шоу того стоит. На неподготовленного зрителя сотворение «людей» производит неизгладимое впечатление. Стройные ряды глазных яблок — прямо перепелиные яйца. Сложенные в ящиках ноги. Прочие фрагменты тел. Крутящиеся в печах головы. Их подогревают, чтобы стали мягче и легче было прошивать на машинках. 

На сегодня «Весна» выпускает около 500 видов кукол — всего более миллиона экземпляров в год. И останавливаться на этом не собирается. Кризис кризисом, а детство никто не отменял.