Анзор Кавазашвили: «Двойные стандарты изобрели не американцы, а наши футбольные чиновники»

Дмитрий ЕФАНОВ

05.08.2015

В июле знаменитый вратарь сборной СССР Анзор Кавазашвили отпраздновал 75-летие. Возраст не мешает прославленному спортсмену активно участвовать в футбольной жизни страны и выдвигать свою кандидатуру в исполком РФС. В интервью «Культуре» Кавазашвили поделился мнением о новом тренере сборной, наметил болевые точки спорта номер один и рассказал, что помешало ему сорок пять лет назад стать лучшим голкипером мира.

культура: С большой долей вероятности новым главным тренером сборной России станет наставник ЦСКА Леонид Слуцкий, который будет совмещать работу в национальной команде и клубе как минимум до окончания отборочного цикла Евро-2016. На сегодня это оптимальное решение?
Кавазашвили: Слуцкий — умный человек, поэтому в сложившихся обстоятельствах выбрал наиболее приемлемый вариант. Никто не гарантирует, что сборная России победит в четырех оставшихся матчах и попадет на чемпионат Европы во Франции. Леонид Викторович не может позволить себе роскошь оставить пост главного тренера в ЦСКА, ведь в случае неудачи его попросят из сборной, а тренерское кресло в клубе уже будет занято другим. Президент армейцев Евгений Гинер — не сумасшедший, чтобы полгода платить Слуцкому зарплату и держать для него место. Решение тренера оправдываю, но не поддерживаю совмещение постов. Сейчас перед командой стоит четкая задача: не опозориться и пробиться на Евро. На ее решение надо бросить все силы, а Леонид будет разрываться.

культура: Новый наставник национальной команды с первых шагов окажется под серьезным давлением: нельзя допустить осечки. Может быть, стоило ускорить расставание с прежним тренером Фабио Капелло, чтобы дать его преемнику больше времени для подготовки?
Кавазашвили: В 2014 году вышла моя книга «Битва авторитетов». На ее страницах я призывал расторгнуть отношения с Капелло и аргументированно объяснял, почему это нужно сделать. Итальянца держали до тех пор, пока не уперлись в стену разочарования и не поняли: с нашей сборной он созидать не способен. 

В 2012 году подпись под контрактом ставил Никита Симонян, который после ухода Сергея Фурсенко выполнял функции и.о. президента РФС. Убеждал Никиту Павловича не заключать соглашение, говорил, что таких денег у организации нет. Он согласился, но сослался на уважаемого человека, гарантировавшего выполнение обязательств. К счастью, за два года эксцессов не случилось, и репутация Симоняна не пострадала. Продлевал договор с тренером до 2018 года Николай Толстых. Кто его надоумил?! Впрочем, долго об этом человеке говорить не хочу. Он, как пришел на должность главы РФС с черным чемоданчиком, набитым компроматом, так, ни разу его и не открыв, бесславно покинул пост. 

Отдельная история — исполком РФС, который подчинили своим интересам руководители ведущих команд. Их мало волнуют проблемы национальной сборной и перспективы развития футбола в целом. В упоминаемой уже книге есть отступление, где рассказываю о жутком сне: клубные начальники написали письмо в Международную федерацию с просьбой отменить чемпионаты мира среди сборных и заменить их клубными соревнованиями. Страшнее кошмара не придумать. 

культура: Наличие большого числа иностранцев в чемпионате России тоже не идет на пользу отечественному футболу. Новый лимит на легионеров, когда на поле в составе команды одновременно должно присутствовать не менее пяти футболистов с российским гражданством, может исправить ситуацию? 
Кавазашвили: Изначально вообще хотели продавить вариант с десятью иностранцами. Клубные боссы очень любят ссылаться на опыт европейских турниров, где нет лимита. Они лукавят. В Старом Свете легионерами не считаются граждане Евросоюза, все остальные попадают под лимит — южноамериканцы, африканцы, азиаты. Особенно любят приводить в пример британцев, где на поле вообще может не быть местных игроков. И что хорошего? Сборная Англии из-за подобной политики превратилась в посредственную команду. Впрочем, это их проблемы. Меня как гражданина России волнует будущее отечественного футбола. 

культура: Напрашивается извечный вопрос: что делать?
Кавазашвили: Разогнать исполком РФС! Посмотрите, кто там заседает — президенты топ-клубов, продвигающие собственные интересы, и руководители региональных федераций, годами протирающие штаны на местах. Открою секрет: двойные стандарты изобрели не американцы, а наши футбольные чиновники. Такие решения принимают, что волосы дыбом встают! Главная цель — не потерять насиженные места. Выступаю категорически против подобного формирования исполкома. Надо начать с чистого листа. Полностью сменить и сократить состав «заседателей»... Тридцать три человека — зачем столько? В исполкоме ФИФА всего двадцать два члена. На весь мир! 

Управлять должны профессионалы. Игроки, тренеры, специалисты, долгое время работающие в футболе и знающие его изнутри. Для них нет секретов. Если олигархи хотят финансово помогать РФС, то для этого есть попечительский совет.

культура: В начале сентября пройдут выборы президента РФС. Интриги нет. Единственный серьезный кандидат — Виталий Мутко…
Кавазашвили: Помимо главы Минспорта собирался баллотироваться заместитель председателя Госдумы РФ Игорь Лебедев. Выяснилось, что у депутатов нет особых забот и дополнительных нагрузок. Они две недели в месяц заседают, а в остальное время предоставлены сами себе и могут заниматься общественной деятельностью. Сын «великого» Жириновского уверен, что может принести неоценимую пользу на посту руководителя РФС. К слову, он не скрывает, что рассчитывает благодаря работе в футболе поднять популярность ЛДПР в среде болельщиков и тем самым увеличить долю электората с пяти — семи до пятнадцати — двадцати процентов. Если же не получится возглавить Российский футбольный союз, то Лебедев согласен на место в исполкоме организации. 

С одной стороны, подобные откровения характеризуют его как прямого мужика и вызывают симпатию. С другой — он говорит, что это хорошая сделка для всех сторон. А по мне — сговор против футбола. Непонятно, зачем богатому человеку, облеченному властью, потребовалось чужое место. Оно должно принадлежать профессионалу. 

Что касается Мутко, я не против его кандидатуры. На данном этапе он единственный, кто благодаря обширным связям и близости к первому лицу государства может помочь выбраться из болота, в которое затягивает наш любимый вид спорта. Но есть загвоздка. Мутко — чиновник, а это прямое нарушение уставов ФИФА и УЕФА, запрещающих вмешательство государства в дела национальных федераций. В любом случае хочу поддержать Виталия Леонтьевича — в надежде, что он в ближайшем будущем исправит положение дел в лучшую сторону. 

культура: Мутко решит финансовый вопрос, но есть и другие не менее важные аспекты. Деньги не играют в футбол: для стабильно высоких результатов нужны сильные тренеры и классные исполнители, а с этим большие проблемы. 
Кавазашвили: От правильного распределения финансовых потоков зависит развитие всего вида спорта. Деньги нужны не для покупок за сто миллионов евро условных Халков и Витселей, а чтобы достойно оплачивать труд детских тренеров. 

Вернемся в советское время. Тогда в специализированных  школах работали мэтры: Бесков, Пономарев, Морозов, Лядин. Список можно продолжить. По меркам СССР, они получали хорошую зарплату. Сейчас наставники в регионах зарабатывают три — пять тысяч рублей. Как это связано с дефицитом талантливых ребят? Объясню. Места перспективных мальцов занимают дети богатеньких родителей. Их с удовольствием зачисляют в команду, даже если они не подходят по игровым параметрам, поскольку их папы приобретают форму, оплачивают поездки, проживание и питание в других городах. Поэтому, если из каждого возраста до взрослой команды дорастет хотя бы один, — уже праздник. А там другая напасть. Молодой оказывается в коллективе премьер-лиги, где в основе десять иностранцев и еще пяток в дубле. Много у него шансов получить игровую практику? Ответ очевиден. 

Поддерживаю Мутко, настоявшего на лимите по системе 6+5. Думаю, не обошлось без команды сверху. Решили: хватит тратить деньги госкорпораций на космические зарплаты посредственным иностранцам и комиссии сомнительным агентам. 

культура: Вопреки сложившимся обстоятельствам способные игроки все же появляются. Лишнее тому подтверждение — результаты команды под руководством Дмитрия Хомухи, которая выиграла юниорское первенство Европы для семнадцатилетних и завоевала «серебро» на чемпионате для девятнадцатилетних. Не потеряем талантливого тренера и его птенцов, как это было с золотой командой Игоря Колыванова в 2006-м?
Кавазашвили: Если Хомуху не возьмут в тренерский штаб первой сборной, это станет вопиющей несправедливостью. Дима доказал, что может добиваться результата и у него есть чутье на перспективных футболистов. Ребят же надо распределить по лучшим командам страны, дабы они получали игровую практику и прогрессировали. В противном случае мы их потеряем. Во главу угла нужно ставить интересы национальной сборной — это лицо страны, ее витрина. 

культура: Молодежи есть с кого брать пример. Вы причастны к двум самым успешным результатам советской команды на чемпионатах мира. В 66-м взяли «бронзу», а четыре года спустя могли повторить результат, но проиграли в четвертьфинале уругвайцам в дополнительное время из-за гола, забитого не по правилам. Весь мир видел, что Кубила продолжил играть после того, как мяч покинул пределы поля. Столь обидно никогда не уступали?
Кавазашвили: Не то слово... Были уверены в успехе. За три месяца до первенства мира разгромили их в Монтевидео со счетом 3:0. За мной каждый день ходили толпы журналистов, практически никто не сомневался, что признают лучшим вратарем планеты. Конечно, провели не лучший матч. Играли в Мексике в два часа дня. Ужасная жара. Двигались не так быстро, темпа не хватало. Но даже за оставшиеся минуты могли отыграться. Хмельницкий не использовал шикарный момент. Сравняли бы счет и в серии пенальти обязательно победили. Я был готов: могу гарантировать, что отбил бы три из пяти пенальти. 

культура: В 66-м за сборную еще выступал Лев Яшин. В первых встречах Вы играли с ним по очереди, но потом тренеры сделали выбор в пользу легендарного динамовца. Объяснили, почему?
Кавазашвили: Я защищал ворота в первом матче с Северной Кореей и в третьем — с Чили. Оба поединка остались за нами. Лева выступал с итальянцами и венграми. Когда тренерский штаб решал, кому играть в полуфинале с немцами, пришло указание из Москвы — поставить Яшина. Очень красивая была игра. Наши ни в чем не уступали. Лев играл здорово, но два мяча все-таки пропустил, и в финал прошла сборная ФРГ. 

культура: С Яшиным какие были отношения?
Кавазашвили: Великолепные. Лева был добрым, отзывчивым человеком, хотя мог и жестко высказаться. Его слушали и уважали. Ни с кем из коллег не было антагонизма. Мы все равны — за исключением Яшина. Он — в хорошем смысле — возвышался над всеми. Если удавалось сыграть, были рады. Когда я в 70-м стал первым номером сборной СССР, только тогда понял, что не простой вратарь и достойный преемник Льва Ивановича. Хотя, помимо меня, на это место претендовали замечательные мастера: Пшеничников, Рудаков, Банников, Шмуц. 

В нашем футболе много героев, которых, к большому сожалению, редко вспоминают. Недавно в Питере проходила предварительная жеребьевка отборочного турнира ЧМ-2018. Позвали гостей со всего мира. Но двух бронзовых призеров 1966 года — Владимира Пономарева и меня — не включили в число приглашенных. Мы часто выступаем с критическими замечаниями в адрес футбольных чиновников. Имеем право, поскольку верой и правдой служим любимому виду спорта. Стали неугодны, и нас предпочитают не замечать. Но нельзя забывать победную историю и людей, которые ее создавали.