Жизнь недетская кадетская

Игорь АГАФОНОВ, Ростов-на-Дону

02.07.2015

На Дону проходит испытание система непрерывного казачьего образования

Теперь в Ростове их уже выделяют на улице — подтянутых пацанов в ставшей привычной глазу форме: фуражка с алым околышем и синие брюки с широким лампасом. Да и сами кадеты глядят на окружающих по-другому: спокойно, с уверенностью в глазах. Даже ровесницы-малолетки — все такие в топиках, с айфончиками в руке — нет-нет да и бросят взгляд на парней явно не из их круга, вращающегося вокруг «глянца», кафешек и чатов. А что? Природу ведь не переделаешь даже интернетом. И где-то в глубинах души живет в каждой девчонке генетически заложенная страсть к мальчишкам в мундирах. Кадетам.

Вот раньше — какой-нибудь десяток лет назад — все выглядело не так радужно. И форма кое-кого раздражала. И вид у юных кадет был совсем не бравый. «Детдомовцы ряженые», — бормотали себе под нос ростовчане, оглядывая ребят едва не с презрением.

Отчасти жителей донской столицы можно было понять. Запутанные перипетии возрождения донского казачества лихих 90-х не лучшим образом отразились на отношении к казакам. Чего греха таить — видали разное: и вороватых атаманов, и «братков», обрядившихся в урядников, и есаулов. Но мутная волна в конце концов схлынула, оставив в числе сподвижников Всевеликого войска Донского тех, кто честно радел о возвращении лучших казачьих традиций и готов был трудиться ради этого. А поскольку традиции — родом из детства, то, значит, с детей и следовало начинать, вернув, например, к жизни казачьи кадетские корпуса с их особым отношением к героике, патриотизму и духовности. 

Из России — в Россию

Собственно, о том же самом мыслили во второй половине позапрошлого века отцы-основатели первых казачьих учебных заведений. Вот как описываются их настроения в книге воспоминаний кадет Донского императора Александра III кадетского корпуса: «Давно среди Донского казачества чувствовалась потребность духовной пищи, давно искра просвещения, упав на привольные степи тихого Дона, воспламеняла сердца славных его сынов, вселяя в них стремление к лучшей жизни». 

Под «лучшей жизнью» казаки тогда понимали не столько материальное благосостояние (с этим, слава Богу, в зажиточном регионе было все в порядке), сколько приобщение к цивилизованности, укрепление в православной культуре и культуре просто, а также усвоение стандартов военной и административной элит. Донские атаманы прочили и своим родным чадам и талантливым станичникам возможность через хорошее образование приподняться над средой, достойную карьеру. 

Царь в этом решил пойти им навстречу. 15 февраля 1883 года император Александр III утвердил мнение Государственного совета об учреждении в Новочеркасске Донского кадетского корпуса на 600 мест. В том же году на обучение в корпус, который в первое время располагался в арендованных домах, были приняты 60 воспитанников. Закладка собственного помещения корпуса на окраине казачьей столицы состоялась через два года, а к 1889 году было окончено строительство всего комплекса стоимостью свыше 1 млн рублей.

Эффект от образовательного новшества почувствовался сразу. «Как в физическом, так и в моральном отношении два года пребывания в корпусе произвели громадную перемену в мальчиках, — вспоминал один из первых воспитателей Донского кадетского корпуса. — Правильный образ жизни, ежедневные физические упражнения и хорошие гигиенические условия укрепили их тело и дали правильный ход их физическому развитию. Успех в нравственном совершенствовании заметен. Внешние достоинства, как то: вежливость, умение держать себя, привычка к порядку, опрятность — привились уже в значительной степени. Стремление к добросовестному исполнению правил религии, к усвоению правильных понятий о чести, чувстве долга и требований дисциплины прививаются заметно...» 

Первый выпуск новочеркасского казачьего корпуса пришелся на 1890 год. А всего за 25 лет его существования (1883–1908) кадетские курсы обучения прошли 975 человек. Из них 46,46 процента вышли в кавалерийские, а 5,02 процента — в пехотные училища. Специальные училища, в том числе Пажеский корпус и Морское училище, выбрали 40,02  процента.

Интересно сравнить эти данные с современной статистикой — если не по абсолютным цифрам, так хотя бы по «тематике» выбора будущих профессий. 

Итак, 2 года назад из 97 выпускников всех казачьих кадетских корпусов Ростовской области в высшие учебные заведения силовых министерств и ведомств поступило 44 процента, остальные 52 процента предпочли гражданские вузы. Общая картина вполне поддается корреляции — от одной России к другой. И схожесть цифр, которые разделяет более сотни лет, не должна удивлять. Ведь и сегодня, и в начале 90-х годов XIX века, когда на Дону только зарождались казачьи кадетские корпуса, их организаторы ставили перед собой одинаковые задачи: вырвать казачью молодежь из болота бессмысленного прозябания, дать ей набор базовых знаний, привить традиционные для государства ценности, которые всегда помогут «отличиться».

Социальный лифт

Востребованность кадетского казачьего образования как доступного «социального лифта» для подъема к началам жизненного успеха уже ни у кого не вызывает сомнений. Достаточно сказать, что в каждый из ныне существующих в Ростовской области кадетских корпусов ежегодно выстраивается очередь в 7–10 человек на место. Причем в первую очередь родителей и детей привлекает уже сама программа будущего образования. 

Взять тот же Аксайский Данилы Ефремова казачий кадетский корпус. Ну, общеобразовательный курс до 11-го класса — это привычно и понятно. Но одной школьной программой в корпусе не ограничиваются. Есть здесь еще и хор, и духовой оркестр — неоднократные лауреаты международных фестивалей-конкурсов «Национальное достояние» и «Южная звезда», секция бальных танцев. Желающих (а их находится немало!) научат прыгать с парашютом. Еще имеются особые кадетские «фишки» — преподавание основ самообороны, конная подготовка, владение холодным оружием.

Конечно же, кроме программы имеет значение сама организация обучения по принципу интерната. Но не того интерната советского типа, который иных чувств, кроме жалости, не вызывает, а скорее — престижной закрытой школы или, что будет более верным, суворовского училища.

Кстати, сами суворовцы называют себя именно кадетами. У них, как и у их донских ровесников, — тоже форма, тоже строгая дисциплина и те же планы на будущее — продолжение военного обучения и служба в Вооруженных силах. Одно отличие — ведомственное подчинение. Но в последнее время и здесь наблюдается сближение. 

Аксайский кадетский корпус, например, уже перешел под эгиду Министерства обороны. А Морозовский стал университетским — филиалом МГУТУ им. К.Г. Разумовского.

«Родители сначала переживали из-за переподчинения, — рассказывает Александр Лазарев, начальник отдела по работе с кадетскими учебными заведениями департамента по делам казачества правительства Ростовской области. — Но ничего существенно не переменилось, наоборот, улучшилось. К тому же казачий корпус по-прежнему остается на родной земле, следует традициям, участвует в казачьей жизни».

Вопрос подчиненности, возможно, не самый важный с точки зрения непосвященного человека. Однако если брать по большому счету, то инициированная «сверху» перемена статуса лучших донских кадетских корпусов с регионального на федеральный говорит о многом. Прежде всего о том, что государственная власть оценила высокий стандарт казачьего образования и явно сделало на него ставку.

Государев заказ 

Собственно, нет ничего удивительного, что возрожденные кадетские корпуса оказались в конце концов под эгидой власти. Изначально так и задумывалось. Просто нашлись разумные люди, вовремя выдвинувшие идею патриотического образования, которое после любой смуты будет востребовано нормальным государством. К тому же и исторические параллели просматриваются: в первом случае — жизнь входила в берега после реформ императора Александра II, во втором — после «разгула демократии». 

...А начиналось все скромно. В начале лихих 90-х в Ростове самодеятельно возродился Второй Донской императора Николая II кадетский корпус. Его директором стал отставной полковник Николай Козловский, а главным попечителем — настоятель храма Преподобного Серафима Саровского отец Сергий (Разумцев). В духе времени за признанием правопреемства обратились не к родным пенатам, а к заграничным — атаману Донских казаков Зарубежья профессору Н.В. Федорову (США) и председателю объединения кадет корпуса-лицея Императора Николая II А.Д. Шмеману (Франция). 

В то же время — уже в Новочеркасске — активисты казачьего движения возродили другой, не менее известный кадетский корпус — Донской императора Александра III. Потом уже появились казачьи училища, школы, детские садики. Казачье образование постепенно стало набирать обороты, одновременно встраиваясь в общероссийскую образовательную систему.

В феврале 2008 года Ростовскую область посетил президент России Владимир Путин. В ходе визита он заглянул в только что открытый Аксайский Данилы Ефремова казачий кадетский корпус. Познакомившись с жизнью кадет, президент пообещал руководству корпуса решить вопрос о включении кадетских училищ в общую концепцию российского образования. Так место казаков-кадет в системе российского образования было окончательно определено.

Одновременно донские казачьи кадетские корпуса прочно прописались и в сфере внимания высших инстанций российской власти. К дню сегодняшнему они уже не первый год получают переходящее знамя президента РФ, причем не стал исключением и год текущий. По итогам всероссийского смотра президентское знамя было вручено Белокалитвинскому Матвея Платова кадетскому казачьему корпусу. Принявший участие в церемонии награждения Василий Голубев, временно исполняющий обязанности губернатора РО, поздравил кадет и призвал их сделать все возможное, чтобы знамя не покинуло область и в 2016 году.

Стоит отметить, что глава области — сам уроженец Донского края. Вступая пять лет назад в должность губернатора РО, Василий Голубев подчеркивал, что Дон — это своего рода бренд с собственной культурой, историческими традициями, стремлением к стабильности и процветанию. Казачество — одна из его главных патриотических составляющих. Вот почему для донского главы имеет такое значение забота о казачьем образовании, в первую очередь через систему кадетских корпусов.

«Убежден, что ребята, которые сегодня учатся в кадетских корпусах, — это патриоты своей родины, — говорит Василий Голубев. — Патриотизм — это то, чего нам часто не хватает. Поэтому область будет оказывать всемерную поддержку в этом движении».

Слова губернатора не расходятся с делом. По инициативе Василия Голубева в 2013 году был принят областной закон «О казачьем кадетском образовании в Ростовской области». Следом за ним донское правительство утвердило государственную региональную программу «Поддержка казачьих обществ Ростовской области» с подпрограммой «Развитие системы образовательных организаций, использующих в образовательном процессе казачий компонент». Звучит несколько суховато, но не может не радовать конкретными цифрами, просчитанными вперед — до 2020 года. 

Согласно программе, откорректированной в нынешнем году, всего на поддержку казачества область выделяет более 4,5 млрд рублей. Больше половины этой суммы будет потрачено на казачье образование. Только в этом году образовательным организациям с «казачьим компонентом» причитается из бюджета свыше 320 млн рублей, и до конца «пятилетки» объем будет лишь нарастать.

Аксиньи идут в гимназию?

В донских кадетских корпусах учатся сегодня и девчонки. Правда, то и дело в казачьем обществе возникают споры: а не нарушение ли это вековых традиций? По обычаю-то казачка хоть и пользуется славой женщины, которая и «коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет», но никто ее специально воинским дисциплинам не обучает. И вот — пожалуйста: в XXI веке чья-то будущая невеста, жена, мать вместо постижения хитростей ведения домашнего хозяйства лихо гарцует на коне в форме с погонами. 

Хотя принимать девушек в кадеты пока не запрещено, в Донском крае уже задумываются над альтернативой. По планам департамента казачества и кадетских учебных заведений донского правительства в области до 2020 года должна открыться Мариинская гимназия, в которой юные казачки будут получать классическое девичье образование с поправкой, естественно, на современность. 

Как бы то ни было, пока на донских казачьих праздниках можно без проблем полюбоваться девушками, владеющими шашкой не хуже иных чубатых «казачур». 

Казачье ГТО

...На втором Всероссийском слете казачьей молодежи «Готов к труду и обороне», который прошел на днях в станице Вёшенской, всех сразили участницы Яна Ткаченко и Алена Сергеева. Куда там небезызвестному Дункану Маклауду с его бутафорским голливудским мечом! Тут девушки крутили нелегонькие казачьи шашки одним движением кисти, и стальные клинки хищно поблескивали на ярком июньском солнце.

Такому, конечно, не обучишься в одночасье. Но кадетам не занимать упорства. Особенно в казачьем спорте. Их и победы любят, что убедительно доказал молодежный слет ГТО в знаменитой шолоховской станице. 

На слет, проходивший под патронатом правительства области и войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское», прибыли 250 молодых казаков-спортсменов из 11 регионов. Соревнований было много и разных: бег на 100 метров и 3 километра, подтягивание на перекладине, стрельба из пневматического оружия и др. Преимущество спортсменов «ВВД» сразу же стало заметным. В итоге донские казаки выиграли первое место в командном зачете.

Впрочем, как известно, главное — не победа, а участие. В этом смысле соревнования в Вёшках особенно ценны. «Слет казачьей молодежи — слет настоящих лидеров», — отметил значение мероприятия временно исполняющий обязанности губернатора РО Василий Голубев. Его мнение поддержал председатель Совета по делам казачества при президенте РФ Александр Беглов, подчеркнувший, что донские казаки при поддержке региональных властей делают немало для воспитания подрастающего поколения, в том числе ведут работу с допризывной молодежью, с учащимися кадетских корпусов, с теми, кто вернулся из армии.

Дошколята с шашками, студенты в лампасах

Работы, конечно, хватает. Но, главное, она уже принесла весомый результат. Сегодня с уверенностью можно сказать, что на Дону действительно сформирована и проходит успешные испытания система непрерывного казачьего образования. 

Ее первая ступень — казачьи детские садики. Дошколята, естественно, не бьются на шашках, но охотно вырезают их из фольги, а заодно изучают казачью историю, слушают рассказы о героях давно минувших дней и своих отцах-казаках, служащих в горячих точках.

А еще дети учатся любить родную природу. В детских садиках «Малыш» станицы Кутейниковской и «Вишенка» Верхнесеребряковской слободы есть такая традиция — в Великую Троицкую седмицу проводить праздник «Сохраним березки — сохраним Россию!» Вместе с главными его героинями — Березкой и Россией — казачата ходят в станичный сквер, любуются белоствольными красавицами, украшают их лентами и загадывают сокровенные желания. 

Казачьих детсадиков в области уже почти 60. Плюс — 6 кадетских корпусов и еще 200 других учебных заведений, носящих гордое имя «казачьи». Добралось казачье влияние и до вузов. 

При Южно-Российском государственном политехническом университете (бывший НПИ), получившем два года назад имя атамана Матвея Платова, образована казачья станица «Платовская». Приписанные к ней студенты сформировали казачью сотню, которая проходит обучение в Военном институте при ЮРГПУ. 

«У нас есть договоренность с атаманом Всевеликого войска Донского о присвоении казакам по выпуску из вуза чинов: хорунжего — прошедшим программу обучения офицеров запаса, и урядника — обучающимся по программе «сержант запаса», — рассказывает атаман станицы, заместитель директора Военного института полковник запаса Виктор Корнеев. 

Но прежде чем получить звание, студенты-казаки должны пройти обязательную программу дополнительного образования — 72 часа лекций, посвященных истории казачества, казачьему самоуправлению, основам православия, традициям. 

Утвердившаяся на Дону система непрерывного казачьего образования — явление по-своему уникальное. Тут есть чем гордиться не только в региональном, но и в мировом масштабе. Собственно, и сделать это вскоре можно будет без труда — на V Всемирном конгрессе казаков, который этой осенью пройдет в Донском крае под подобающим случаю девизом — «Казачество: Единство, Церковь, Родина».