Праздник, который всегда с тобой

Алексей КОЛЕНСКИЙ

08.04.2015

В Москве завершились съемки комедии «Праздник непослушания» по повести Сергея Михалкова. Побывав на площадке, корреспондент «Культуры» пообщался с продюсером киносказки Федором ПОПОВЫМ и автором сценария Аркадием ИНИНЫМ.


Федор Попов: «Федеральные каналы не берут детское кино»

культура: Как возникла идея экранизации? 
Попов: Одноклассники дочери решили поставить спектакль «Праздник непослушания». Без подсказки учителей. И, как нарочно, в год юбилея Сергея Михалкова. Потихоньку я включился в этот процесс, а Минкульт меня поддержал. 

культура: С чем связано решение обновить сюжет? 
Попов: Повесть была опубликована в 1971 году — с тех пор поменялся мир и быт, увлечения детей. У Михалкова ребята, например, курили... Мы не могли им этого «позволить». Другая проблема состояла в том, что в повести не было персонажа-антагониста. Родители просто убегали от непослушных детей. 

Есть немецкий фильм «Сорванцы из Тимпельбаха» со схожим сюжетом, его авторы пытались найти решение той же проблемы и разделили оставленных без присмотра ребят на враждующие лагеря. Мы пошли по другому пути, ввели сквозного персонажа — злого клоуна Фортуната, который заменил у нас доброго михалковского Фунтика. Но цирк сохранили — это настоящий клад для детского фильма, место, где возможны любые чудеса. В процессе съемок выяснилось, что наша история требует доработки. Пригласили Инина, и он переписал сценарий, сохранив идею и дух оригинала.

культура: Анимация в фильме носит декоративную функцию? 
Попов: Смыслообразующую, ведь главный герой увлечен компьютерными играми. Мама приводит мальчика в цирк, но вместо того, чтобы наблюдать за представлением, он взламывает электронную систему цирка... И попадает в мир Фортуната. 

культура: Это похищающий детей Крысолов?
Попов: Аналогия допустимая, но неумышленная. Он — часть игры, в которую невозможно не играть. Об остальном пока умолчим. 

культура: Вашей студии «Стелла» в этом году исполняется 25 лет. Какие проекты были самыми успешными?
Попов: В 90-е мы не имели возможности снимать кино, выживали за счет предоставления технических услуг. В 2002-м я дебютировал в режиссуре «Кавказской рулеткой», картина стала лидером столичного проката по количеству кинотеатров — ее показали в 21 зале. Спустя четыре года моя комедия «4 таксиста и собака» лидировала на федеральных телеканалах и прекрасно прошла в повторных показах. «Петя по дороге в Царствие Небесное» Николая Досталя завоевал главный приз Московского международного кинофестиваля в 2009-м. У каждого фильма «Стеллы» — особая и, как правило, непростая история, ведь практически половина из них — дебюты, а половина — детские картины. Но нет ни одной сделанной с «холодным носом» — мы то и дело уходили в перерасход, выкручивались, продавая права федеральным каналам. Увы, сегодня детские фильмы они не берут. Обратите внимание, из сетки телевещания исчезла рубрика «Премьера выходного дня». Прайм-тайм для российского кино закрыт — нас потеснили развлекательные шоу и сериалы.

культура: Когда «Праздник непослушания» выйдет на экраны?
Попов: Неизвестно. Его могут просто не купить.

культура: Над чем работаете как режиссер? 
Попов: Снимаю военно-патриотический фильм «Коридор бессмертия» — это уникальная история, имеющая воспитательный потенциал. Но по-настоящему нас поддерживает только Минобороны. Обидно и за себя, и за державу — работаю в кино уже 30 лет, до перестройки было так: если картина необходима государству, она нужна всем. И в случае с «Праздником непослушания» выручали человеческие связи. Филипп Киркоров, услышав, что фильм для детей, сразу согласился сниматься без гонорара. Пошли навстречу братья Запашные, Инин, замечательные аниматоры. Главное — нашлись талантливые дети, с удовольствием включившиеся в придуманную нами игру. 


Аркадий Инин: «Конфликт поколений смягчается только любовью»

культура: Сказке Сергея Михалкова исполняется 44 года. В чем секрет ее популярности? 
Инин: В вечной теме противостояния отцов и детей. Сергей Владимирович придал ему новую драматургическую остроту и показал: компромисс неизбежен. 

культура: Кому принадлежит идея перенести «Праздник непослушания» в виртуальное «зазеркалье»? 
Инин: Продюсеру. Посовещавшись с прокатчиками, он объяснил мне: сегодня без гаджетов — никуда. Это единственное слабое место подрастающего поколения. В целом же современные малыши — самостоятельный, информированный народ. Мы вывели их на первый план, сделали главной движущей силой истории. Но, сказав «а», пришлось говорить «б» и поместить сказку в формат компьютерной игры. 

культура: Сергей Михалков подарил детям целый город... 
Инин: И началась веселая «вольница», а потом оказалось, что ни горчичник поставить, ни с уроками помочь, ни стол накрыть некому. Есть от чего приуныть и, наконец, догадаться: «Мамы! Папы! Нам без вас — все равно, что вам без нас!» Мы перенесли сюжет с улиц в цирк и — далее — в виртуальный мир. Оказалось, там все устроено точно так же. Признаюсь, я — компьютерный «чайник», ни разу в жизни не играл ни в «бродилку», ни в «стрелялку». Но превратить короткую повесть в полнометражный фильм еще могу.

культура: Михалков, Чуковский, Маршак, Барто радуют детей по сей день. Чем объясняется это чудо? 
Инин: Они искренне любили и понимали своих читателей, умели не только рассмешить, но и растрогать, наполнить вымысел лирическим содержанием. Сделать так, чтобы, посмеявшись, ребенок мог и погрустить, и задуматься. 

культура: Что удручает в современных детских книжках?
Инин: Недостаток доброты, агрессия, позаимствованная у американских боевиков с их чудовищным «мочиловом».

культура: В чем заключаются противоречия современных отцов и детей?
Инин: Как всегда, в недопонимании. Убежден, конфликт поколений непреодолим: у детей одни ценности, у взрослых — другие. Моему младшему сыну Косте уже 36, но он до сих пор не оставляет надежды затащить меня на голливудские фильмы. А я упираюсь, не могу смотреть фигню про суперменов, спасающих Вселенную — галактику за галактикой. Ничего кроме компьютерных технологий в ней не вижу. Малыши смотрят на мир иначе — обложатся гаджетами и обсуждают с десятком друзей фантастические сюжеты в соцсетях. Мы же решали, хорошо или плохо носить джинсы и слушать Элвиса Пресли. А древние греки сетовали на изнеженную, высокомерную, ветреную молодежь... Примирить поколения может только любовь, но к полному взаимопониманию они не придут никогда. 

культура: На какой российской комедии Вы хохотали в последний раз?
Инин: Эх, давно это было... Первые полчаса меня «улыбала» народная комедия «Горько!». Год за годом удивляли «Елки», просчитанные продюсером на аптечных весах. Но в остальном почти все, что происходит сегодня на экране, вызывает у меня оторопь. Бывает, зал корчится от хохота, а я сижу, хлопаю глазами. Чувствую себя полным тупицей и дегенератом (смеется). 

культура: Чем порадуете зрителей в ближайшее время?
Инин: «Дедушкой твоей мечты». Это семейная комедия, выношенная Леней Якубовичем. Он доверил мне написать сценарий по мотивам своего рассказа, а снял картину Александр Стриженов.