«Гольциус и пеликанья компания»

Алексей КОЛЕНСКИЙ

12.09.2013

Непечатное кино

На экранах страны — «Гольциус и пеликанья компания», авангардная мистерия одного из самых дерзких и интеллектуальных мастеров кино.

Кольмар, 1590 год. Живописец и гравер Гольциус (Рэмси Наср), реальное историческое лицо, подражатель Рафаэля, предтеча Рембрандта, предлагает маркизу Эльзасскому (Ф.?Мюррэй Абрахам) спонсировать покупку печатного станка для издания альбомов эротического содержания на библейские и античные сюжеты. Либертен соглашается пособить, если художник не откажется в течение недели каждый вечер возбуждать его светлость эротическими инсценировками.

Сказано — сделано: товарищи Гольциуса — граверы, типографские рабочие, их супруги и любовницы — дебютируют в качестве порноактеров. В репертуаре — вуайеризм (сюжет грехопадения Адама и Евы), инцест (история Лота и дочерей), адюльтер (роман Давида с Вирсавией) и так далее.

Главные роли достаются сочинителю Боэцию (Джулио Мария Беррути) и его верной супруге (Халина Рейн). Искусство требует жертв: в первый же вечер маркиз домогается «Евы», а под занавес ревю дарит «Саломее» отсеченную голову супруга, обвиненного в ереси. Разумеется, несправедливо. «Пеликанья компания» и не помышляла покушаться на догматы. Однако гости маркиза — иудейский раввин, протестантский пастор и католический священник — были шокированы драматизацией сексуальных подвигов библейских героев…

Подготовка к съемкам напоминала сложнейшую операцию. С 1991 года в картинах Гринуэя мелькали гравюры Гольциуса, последние семь лет режиссер неоднократно намекал на связь истории, рассказанной в новом фильме, с похождениями авантюриста Тульса Люпера. Все едва не пошло прахом: продюсеры и звезды единодушно открещивались от порнографического проекта. Продемонстрировав твердую волю и творческий азарт, «кощунник» издал сценарий, представил интригующий анимационный трейлер, настоял на своем.

Холодная, как «Книги Просперо», не менее занимательная, чем «Чемоданы Тульса Люпера», эта болтливая мистерия содержит внушительное количество стилистических находок и сюжетных мотивов всей фильмографии Питера Гринуэя. Обещая потрясти мир жестоким развратом, лукавый мастер не сдержал слова. Вместо скабрезного анекдота про порноактивистов?книгопечатников он рассказал притчу об изменении сознания и развитии социума в эпоху революционного становления новой информационной среды. Не книжной, а электронной. По мнению книжников — абсолютно порнографичной.