За пригорошню медалей

Алексей КОЛЕНСКИЙ

04.03.2015

В российском прокате — военная драма Клинта Иствуда «Снайпер».

За четыре командировки в Ирак «морской котик» Крис Кайл уничтожил более 160 неприятелей, о чем рассказал в автобиографическом бестселлере, изданном в 2012 году. «Американский снайпер: Автобиография самого смертоносного снайпера в американской военной истории» продержался в чартах несколько месяцев, и малоизвестный сценарист Джейсон Холл решил дать ему второй шанс. Пообщавшись с автором книги, он сочинил военный вестерн, «герой которого проходит путь от национального героя до мстительного отшельника».

Внезапная смерть Кайла, застреленного не справившимся с «иракским синдромом» ветераном, подарила проекту вторую жизнь. Продюсер «Снайпера» Брэдли Купер и приглашенный в режиссерское кресло Клинт Иствуд отказались от линейного сюжета и решили раскрыть образ солдата, прошедшего все круги ада. 

Что творится в душе снайпера, видящего сквозь оптический  прицел мальчика с противотанковой гранатой? Перед внутренним взором Криса Кайла (Брэдли Купер) пролетает все, что он призван защищать. Первый охотничий трофей. Отец, проповедующий за обедом: «Все люди делятся на овец, волков и охраняющих стадо овчарок». Младший брат, из-за которого дрался в школе. Телерепортаж о взрывах американских посольств в Кении и Танзании. Знакомство с будущей женой (Сиенна Миллер). Рушащиеся башни-близнецы. Стрельбы на полигоне. Свадьба. Первые 25 минут экранного времени умещаются между вдохом и выдохом — снайпер нажимает на спусковой крючок, спасает конвой и становится живой легендой — не знающей промаха, обреченной на пожизненную войну. 

Крис сражается не за страх, а за совесть. Выходит за рамки поставленной задачи — отработав на крыше, спускается на землю и, рискуя жизнью, участвует в зачистках. Вместе с обычными солдатами разыскивает главарей «Аль-Каиды». Теряет друзей, заряжается сверхмотивацией и выходит победителем из поединка с сирийским «коллегой» — бывшим олимпийским чемпионом по стрельбе. В перерывах между командировками успевает обзавестись двумя детьми и осознать, что его сердце все же с теми, кто погиб на Ближнем Востоке...    

Иствуд не облагораживает героев, показывает: граница между войной и мирной жизнью — неизвестный «икс» в уравнении, которое каждый мужчина решает самостоятельно. Младшему брату, записавшемуся в армию по примеру Криса, иракская компания представляется бессмысленной бойней и он с радостью оставляет поле боя. Арабская пуля настигает легкомысленного сослуживца, разжившегося трофейным кольцом для невесты. А наш снайпер не рефлектирует и не испытывает головокружения от успехов. Ратный труд для Кайла — не миссия, а моральный долг. Вернувшись домой, он признается психоаналитику: «Я готов предстать перед Всевышним и ответить за каждый свой выстрел. Но меня преследуют ребята, которых не смог спасти. Я хочу быть там, а я здесь». 

Жена предлагает «легенде» выбор: семья или война. Тот выбирает Техас. Устраивается в службу психологической реабилитации ветеранов. Один из которых и ставит в его жизни жирную точку. Пулей. Никакой иронии, просто судьба: войну не выбирают, а она — может.

Из шести оскаровских номинаций фильм Иствуда получил награду лишь за лучший монтаж звука, был обвинен в пропаганде милитаризма и заработал в мировом прокате около полумиллиарда долларов. Особенно успешно прошел в Техасе, Оклахоме, Арканзасе — самых равнодушных к «фабрике грез» штатах.