Здорово, Орлы!

Алексей КОЛЕНСКИЙ

22.01.2015

Вечером 23 января в первом павильоне «Мосфильма» пройдет 13-я церемония вручения наград «Золотой орел» за заслуги в области российского кинематографа и телевидения по итогам 2014 года. 

В шорт-лист премии, учрежденной Национальной академией кинематографических искусств и наук, попали более двадцати картин. Наиболее вероятные претенденты на статуэтки за «Лучший игровой фильм» и «Лучшую режиссерскую работу» — «Солнечный удар» Никиты Михалкова (шесть номинаций) и «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского (претендует на награды в четырех категориях). 

С ними соревнуются чемпионы по числу номинаций — «Weekend» Станислава Говорухина и уже расколовший российское общество «Левиафан» Андрея Звягинцева — каждый претендует на десять «Орлов»... Кого окрылят гордые птицы? Узнаем нынешним вечером.

Накануне церемонии «Культура» пообщалась с академиками и претендентами, попросив их ответить на четыре вопроса:

1. Какова идеология Национальной кинопремии?

2. Какие явления отечественного кинематографа радовали в 2014-м? 

3. Наиболее ожидаемые российские премьеры наступившего года? 

4. За какую категорию проголосуете, если Вам предложат дополнить список номинаций?


Режиссер, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Карен ШАХНАЗАРОВ (лауреат премий 2008, 2009 и 2012 годов):

1. «Золотой орел» объединяет лидеров кинематографических цехов — не только режиссеров, актеров, сценаристов — всех участников творческого процесса. Профессиональный кворум позволяет представить публике объективную оценку художественных достижений отрасли.

2. Год подарил самые разнообразные впечатления — от полотен Михалковых до «Горько!» Жоры Крыжовникова. Удивительный, самобытный режиссер, он сразу занял свою нишу — верю, у него все впереди. Радуют успехи сериального кино. При всех минусах поточного производства с каждым годом появляется все больше достойных картин — очевидно, современный зритель воспринимает отечественный кинематограф прежде всего в телеформатах. 

3. Старший сын, режиссер по профессии, сыграл в остросюжетной мелодраме Артема Аксененко «Неуловимые». Любопытно увидеть, что получилось. 

4. Мне кажется, в нашем списке не хватает номинации «Лучший кинокритик». Сложилось так, что пишущие люди вручают премии снимающим, а мы — нет. 


Композитор Эдуард АРТЕМЬЕВ («Солнечный удар», «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»): 

1. Задача Национальной премии — поощрение профессиональных достижений.

2. Вдохновили картины Михалковых — это естественно, я над ними работал. Откровением стала партитура начинающего композитора Артема Васильева в говорухинском триллере «Weekend». Артем — человек необычайно талантливый, музыкально эрудированный, зрелый, возможно, он будущий лидер нашего цеха. 

3. Не люблю гадать, все увижу в свое время.

4. Музыкальные звукорежиссеры — отдельная уникальная профессия. Такие люди во всем мире на вес золота, их необходимо отмечать.  


Режиссер Владимир ХОТИНЕНКО (телефильм «Бесы»):

1. Пока отечественный кинопроцесс развивается стихийно, его идеология определяется личными мнениями голосующих.  

2. Главное: у нас не заглох прокат отечественных картин. Кассу делают не лучшие фильмы, с долей сарказма их можно назвать детскими. Одновременно поддерживается приличный уровень некоммерческих работ. К сожалению, пути развития кассового и авторского кино не пересекаются. В общем, идет какое-то брожение, но прорывов нет — недоверие публики все еще не преодолено. Как быть? Считаю, необходимо объявить «Год дебютантов» и запустить полсотни проектов начинающих режиссеров. Просто взять и рискнуть — расшевелить отрасль. По крайней мере мы сможем разобраться, что происходит в российском кинообразовании. Кроме талантливых ребят, нам терять нечего. 

3. Не пропущу «Экипаж» Николая Лебедева, жду премьеры работ старшего и младшего Прошкиных, «Самый лучший день» Жоры Крыжовникова. Я также готовлюсь выпустить в прокат картину «Наследники», снятую в жанре ток-шоу, посвященного Сергию Радонежскому. 

4. Нужно ввести номинацию «За революционное мышление, обновление художественных приемов и киноязыка». Формулировку можно подкорректировать.


Режиссер Андрей МАЛЮКОВ (телесериал «Куприн»):

1. Идеология премии — вопрос вопросов. Невозможно, например, разминуться с фильмами Михалкова и Кончаловского. Все это, безусловно, так, но мне как академику хочется поддерживать не просто сложившееся, удачное кино, а вышелушивать лучшее из лучшего, не пропуская ни один здоровый росток.

2. Помните выражение «Россия сосредотачивается»? Последние годы не оставляло ощущение, что оно относится к нашему кинопроцессу. Наконец что-то сдвинулось, прошедший год подарил букет ярких работ — начиная со звонкой «Оттепели» (думаю, она заслужила признание коллег). А больше всего меня порадовали лауреаты «Кинотавра» — «Испытание» Александра Котта, «Класс коррекции» Ивана Твердовского. Сильные, зрелые, неожиданные картины. 

3. Будучи членом экспертного совета, не пропускаю ни одной премьеры.  

4. Современное кино- и телепроизводство невозможно представить без компьютерных технологий. Ребята, которые ими занимаются, передовой класс отрасли, в номинациях не заявлены. Существует также проблема возрождения вытоптанных профессий — например, вторых режиссеров, ассистентов по реквизиту, редакторов.


Режиссер Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ (лауреат премии 2013 года за лучшую режиссерскую работу): 

1. В идеале профессиональная селекция должна руководствоваться качеством картин. Жанры, масштабы, личные пристрастия не должны влиять на их оценку. 

2. До кома в горле поразил фильм Андрея Кончаловского. Никому никогда не удавалось войти в одну и ту же реку, а он сумел — снял картину, выдерживающую сравнение с «Историей Аси Клячиной». Пришлось по душе и «Кино про Алексеева» Михаила Сегала.

3. Жду премьер Миндадзе и Антона Коломейца, дебютирующего в полном метре. Что-нибудь наверняка пропущу — готовлюсь к экранизации романа Захара Прилепина «Обитель».

4. Мне кажется, двадцати номинаций вполне достаточно.