Кино на вырост

Алексей КОЛЕНСКИЙ, Тюмень

10.12.2014

С 29 ноября по 3 декабря в Тюмени проходил I Международный фестиваль детско-юношеского кино «Ноль Плюс». Гран-при смотра удостоилась мелодрама Александра Кулямина «Мы с дедушкой». Лучшими игровыми короткометражками названы «Синий беркут и розовый Кит» Харитона Климова и Андрея Калинина и «Белый воробушек» Диловера Султанова. Также отмечены документальная лента «Сломанная кукла» Олеси Васильченко и анимация Степана Бирюкова «Подарки черного ворона». Приз за «Лучший фильм» присужден «Путевке в жизнь» Олега Галина.

Как-то один из руководителей городской администрации поинтересовался у тюменского режиссера Николая Данна, возглавившего местное отделение Молодежного центра Союза кинематографистов РФ: снимают ли в России фильмы для дошколят? «А давайте проведем фестиваль и узнаем!» — не растерялся Николай. Посоветовался с предпринимателями, связался с Москвой... И дело пошло. За несколько месяцев совместно с директором Молодежного центра СК РФ Дмитрием Якуниным придумали концепцию, нашли деньги, сформировали программу из 125 игровых, документальных, анимационных картин режиссеров России и ближнего зарубежья, а также полусотни фильмов наших детских киношкол. 

Но тонус дебютному смотру задали не премьеры (о них — ниже), а разнообразие событий фестивальной жизни — начиная с озорной церемонии открытия. На сцене Дворца искусств и культуры «Пионер» «зажигали» танцевальные, акробатические и цирковые детские коллективы, на экране творили чудеса из песка руки художников, зал аплодировал московским гостям — президенту фестиваля режиссеру Владимиру Грамматикову, его коллегам — Владимиру Аленикову, Александру Карпиловскому, Константину Одегову, приглашенным судить Национальный конкурс полного метра и представлять свои работы. 

Предвкушение творческого праздника не обмануло ожиданий — с первых дней «Ноль Плюс» заработал как индустриальная площадка: руководитель московской Киношколы имени МакГаффина Дарья Гладышева мобилизовала тюменских энтузиастов на съемки пяти импровизированных игровых трехминуток. 30 участников в возрасте от 6 до 22 лет уложились в четыре дня, представили нестыдные работы, выслушали советы мэтров. А главное — подружились, поклялись не расставаться с камерой и удивить мастерством через год.

Тем временем участники фестиваля обсуждали проблемы развития индустрии детского и семейного кино в России на круглом столе. Отметили дефицит сценариев, равнодушие прокатчиков, несовершенство законов... «Помню, как мы с Роланом Быковым обивали пороги кабинетов, требуя запретить телерекламу в детских фильмах... Какие же дураки мы были! — сокрушался Владимир Грамматиков. — Теперь добиваюсь отмены. Конечно, реклама должна быть — перед показом и финальными титрами, иначе наши фильмы просто никто не увидит». Но главным препятствием развития кинопроизводства для детей, по мнению президента фестиваля, является схема государственного финансирования: «Сейчас субсидии покрывают 60 процентов сметы, остальные деньги продюсер должен добывать сам, но в случае детского кино это нереально. Будем  настаивать на ста процентах и увеличении объемов госзаказа — дети должны получать по отечественной премьере хотя бы раз в месяц», — резюмировал Грамматиков.  

Трудно не согласиться: возрождение детского кино — вопрос национального выживания. Иное дело — переход количества в качество. Судя по представленным на фестивале лентам, пока об этом можно только мечтать. Разучившись снимать сказки и комедии, наши мастера сосредоточились на нравоучительных историях. Перевоспитанию подвергаются все подряд — бомжующие сироты, пионеры, их старшие непутевые товарищи. Названия говорят за себя: «Страна хороших деточек», «Частное пионерское», «Путевка в жизнь»... Последняя картина участвовала в конкурсе и получила приз за «Лучший фильм». «Лучшее» в дебюте Олега Галина — операторская работа Алексея Малинковича и эпизодическая роль восходящей звезды экрана Александры Шевченко. Мертворожденный сюжет про мальчика-сироту, сбежавшего с подпольной живодерни, прибившегося к военной части и ставшего кинологом, не спасают даже ножницы монтажера. 

Кстати, собаки фигурируют в каждой второй ленте. Догадавшись, что план по четвероногим перевыполнен, режиссер Елизавета Трусевич на проводившемся в рамках «Ноль Плюс» представлении проектов обещала порадовать юных зрителей полнометражной сказкой про ворону-воровку. «Что вы, — замахала на коллегу руками постановщица Ирина Волкова, — мы только что убили полтора месяца на ворон, они ничего не умеют!» 

Однако в целом тюменский питчинг удался: Сергей Серегин почти закончил первую часть рисованной франшизы «Тайна Сухаревой башни». Режиссер Андрей Ким представил любопытную программу реанимации проката «Воскресение детского кино». Автор традиционной — в лучшем смысле слова — семейной драмы «Последняя игра в куклы», екатеринбуржец Георгий Негашев, поделился планами экранизации биографии пионера-героя Лени Голикова. Режиссер сыграл в снятой под руководством Дарьи Гладышевой трехминутной короткометражке о рабочем сцены — отце-одиночке, тяжело переживающем за сына, который решил стать актером. Автор трогательного «Закулисья» — шестнадцатилетняя Анна Годованец.

 

Достойный пример — в числе многих других короткометражных и анимационных работ, отмеченных призами фестиваля, доказывает: региональное будущее у детского кино есть. Не только в Тюмени. Якутская, архангельская, самарская, уфимская, екатеринбуржская, кемеровская, челябинская молодежь все активнее снимает картины, которые, хочется верить, украсят программы «Ноль Плюс» уже в наступающем году.