Несчастливы вместе

Алексей КОЛЕНСКИЙ

03.12.2014

Философская мелодрама от автора «Столкновения» и «Кванта милосердия» — о трех парах, каждая из которых несчастна по-своему.

Париж. Американский писатель Майкл (Лиам Нисон) пытается преодолеть творческий кризис в номере дорогого отеля. От работы сочинителя отвлекает шепот невидимого ребенка: «Посмотри на меня!», телефонные звонки убитой горем жены Элен (Ким Бейсингер), внезапные визиты и исчезновения истеричной любовницы. Майкл прощает Анне (Оливия Уайлд) бесчисленные измены, и это медленно, но верно убивает ее чувство.

Рим. Американский аферист, промышляющий скупкой и перепродажей эскизов итальянских кутюрье, флиртует в баре с румынской цыганкой. Моника (Моран Атиас) собирается уходить. Пытаясь продолжить знакомство, Скотт (Эдриан Броуди) крадет из забытой ею сумочки пять тысяч евро. Женщина возвращается в отчаянии — по ее словам, деньги необходимы для выкупа малолетней дочери из лап сутенера. Она не догадывается, а затем отказывается верить: чтобы завоевать доверие, ухажер готов расстаться с куда более внушительной суммой.

Нью-Йорк. Лишившись родительских прав, Джулия (Мила Кунис) устраивается горничной в отель и пытается добиться права на свидания с семилетним сыном, проживающим с отцом, состоятельным художником-авангардистом. Рик (Джеймс Франко) препятствует ее намерениям, он убежден: его бывшая — психопатка — покушалась на жизнь мальчика.

По мере развития не пересекающихся (вплоть до финала) сюжетных линий, обнаруживается все больше сквозных мотивов. Экзистенциальное одиночество мужчин, небеспочвенно подозревающих, что их чувствами играют вероломные и распутные самки…

Ясность в историю вносит издатель Майкла, критически оценивающий творчество клиента: «Первый твой роман был отличным. Второй — ни то, ни се. А твои нынешние герои — просто функции, выдуманные для самооправдания». Исполнивший роль ментора актер Дэвид Хэрвуд не случайно фигурирует в картине под собственным именем — лишь ему известна подноготная Майкла, подавленного чувством вины, вызванной обстоятельствами, о которых мы узнаем в момент завершения мытарств его неприкаянных парижских, римских и нью-йоркских «функций».

В пересказе сюжет выглядит словно эскиз комедий Вуди Аллена. Но режиссеру Полу Хаггису было не до смеха — он явно наслаждался, повышая градус драматических переживаний, заставляя героев верить, надеяться, любить, не считаясь с утратами и изменами. Автор не ошибся в главном — устав сниматься в подростковых боевиках, вымученных триллерах и беззубых комедиях «про это», голливудские небожители продемонстрировали истинное мастерство.

Итог — коллективный бенефис с классическим интеллигентом, изживающим чувство вины в нескольких ипостасях и попутно ломающим голову над вечным вопросом: «Да был ли мальчик-то, может, мальчика-то и не было?..»