Красавец и чудовище

Алексей КОЛЕНСКИЙ

04.10.2014

Вернувшись с утренней прогулки, Ник (Бен Аффлек) обнаруживает, что его семейное гнездо опустело — двери особняка распахнуты, мебель перевернута, жена исчезла. Он, естественно, обращается в полицию. Детектив Ронда Бони (Ким Диккенс) начинает поиски, к которым спустя пару суток присоединяются добровольцы из числа обывателей. 

Дни бегут, расследование не дает результатов. На удивление малоосведомленный в деталях повседневной жизни благоверной Ник становится главным подозреваемым: на него косо поглядывают соседи, имя треплет пресса. В самых неожиданных местах он обнаруживает надписанные рукой супруги конверты с загадками, но почему-то не спешит делиться находками с полицией... Ронда устанавливает слежку за «соломенным вдовцом». Следователю в руки попадает полусожженный дневник Эми, описавшей ад, в который превратилась ее семейная жизнь. Нику светят арест и электрический стул. Последний аргумент его невиновности в убийстве — старая добрая истина: нет трупа — нет преступления. И одержимая ненавистью к супругу Эми (Розамунд Пайк), которая, разумеется, жива-живехонька, готова подбросить эту недостающую «улику». 

Фабула дает обманчивое впечатление о масштабной игре, затеянной Дэвидом Финчером. Согласно его замыслу мы становимся соучастниками трех расследований, одновременно заходящих в тупик. Ронде, Нику и жаждущим сенсаций журналистам так и не удается обнаружить истинную причину исчезновения и триумфального возвращения героини, замотивированной на игру с самыми крупными ставками и имеющей все козыри на руках. 

Кто же такая Эми? Намек в прологе, а ответ — в кульминации истории, затейливо сшитой из недомолвок, ретроспекций и ошеломительных сюжетных поворотов. 

В начале картины выясняется, что большую часть жизни Эми успешно притворялась пай-девочкой, наделенной добродетелями и талантами (на тиражировании этого образа сколотили капитал ее родители — сочинители серии поучительных книжек для подростков). Однако, подрастая и влюбляясь, безупречная «принцесса» время от времени превращалась в чудовище, ломавшее жизнь доверчивым «принцам». Эми вертела парнями, как хотела, и, лишь встретив Ника, попыталась стать самой собой. Увы, избранник не оценил порыва супруги, и разочарованная красавица окончательно обернулась монстром...  

Автор экранизированного психотриллера Гиллиан Флинн простодушно сформулировала диагноз текущей эпохи позднего  консюмеризма: «Разве можно среди всеобщего притворства говорить о родстве душ? Очень трудно в наше время быть личностью — реальной, настоящей. Каждый из нас собирает по штриху от разных образов, коим несть числа, вместо того, чтобы просто оставаться собой». Вдохновляясь бестселлером Флинн, Финчер заглянул за горизонт морально-нравственной проблематики — виртуозно вскрыл, пристально изучил и детально описал преисподнюю семейной жизни, открытую Кубриком в драме «С широко закрытыми глазами».