Миллионерша из трущоб

Алексей КОЛЕНСКИЙ

17.09.2014

?й итальянского экрана. В чем же секрет ее молодости? 

София Шиколоне появилась на свет в римском госпитале для бедных — как плод бурного шестинедельного романа актеров-любителей Риккардо Шиколоне и Ромильды Виллани. Узнав о готовящемся сюрпризе, папа «сделал ноги», а мать вскоре отправила малышку к своим родителям, в рыбачий неаполитанский городок Поццуоли.

Жердочка, Зубочистка, Жирафа — как только не дразнили девочку (к 14 годам Софи вымахала до редкого среди южан роста — метр семьдесят четыре). «В детстве моим постоянным спутником был страх, — вспоминала Лорен. — Страх голода и издевательств сверстников, а больше всего я боялась, что прилетит бомбардировщик и сбросит на нас бомбу». Старики жили трудно и бедно. Чтобы прокормиться в годы войны, вернувшаяся в Поццуоли Ромильда открыла прямо в отчем доме кабачок — развлекала посетителей игрой на рояле, дочь обслуживала столики. Обе верили: придет час, и Софи станет великой актрисой.  

Природа не подкачала: «Раньше ты росла вверх, а теперь рванула вперед», — посмеивался дед над формами акселератки. Не откладывая дело в долгий ящик, Ромильда, победившая в 1933 на конкурсе двойников Греты Гарбо, потянула 14-летнюю дочь на смотр неаполитанских красавиц. Платье из занавесок и покрашенные белилами туфли не смутили жюри «Королевы моря» — в числе двенадцати финалисток Софи наградили кухонной скатертью, несколькими рулонами обоев, 20 тысячами лир (32 доллара) и билетом в Рим.

Счастливые «компаньонки» (мать и дочь) ринулись на штурм Вечного города, снялись в массовке голливудского пеплума «Камо грядеши?» и едва не угодили в тюрьму за... проституцию. Обосновавшийся в столице Риккардо не пустил «аферисток» на порог и настрочил донос в полицию, откуда, впрочем, начинающих актрис быстро отпустили. 

Мама уехала домой, София осталась в Риме. Позировала для  журнала фотокомиксов, участвовала и порой побеждала в бесчисленных конкурсах красоты, обивала пороги киностудий, блистала на танцплощадках в ночных клубах. Там-то ее и разглядел «серый кардинал» итальянского кинематографа, преуспевающий продюсер Карло Понти. «Для знакомства» он подарил ей специально учрежденный приз на конкурсе «Мисс Италия», затем пригласил на кинопробы, посоветовал укоротить нос, подкорректировать бедра. Софи категорически возражала — так бы и «расстались друзьями», если бы не упорство 16-летней неаполитанки. 

«Мы называли ее «Мисс Приемная», — вспоминал режиссер Дино Ризи. — Она по полдня проводила в бюро Понти в ожидании какой-нибудь маленькой роли. Но уже тогда у нее был природный класс и манеры княгини». За три года Софи Шиколоне (иногда выступавшая под псевдонимом Софи Лазарро) успела засветиться в дюжине фривольных лент. В 1952-м получила главную роль в авантюрной мелодраме Джованни Роккарди «Африка за морями» и новое имя — Софи Лорен. Спустя пару лет, сыграв распутную торговку пиццей у Витторио Де Сики в «Золоте Неаполя», продемонстрировала удивительную одаренность, оформила заявку на звездный статус. 

В середине 50-х на итальянском Олимпе сияли три богини: игривая Джина Лоллобриджида, неприступная Сильвана Мангано и неистовая Анна Маньяни. Чуть позже к ним присоединились бунтарка Клаудия Кардинале и нимфа Марина Влади, но Софи Лорен затмила всех красавиц. Секрет ее популярности не в артистизме и эффектных формах, природном очаровании и умении подать себя — дело в характере. Жестокие уроки детства оказались крепко усвоены — в любых обстоятельствах она вела себя по-королевски. Томная, игривая, заводящаяся с полоборота Софи Лорен, будто была окружена незримым магическим кругом, за пределы которого не мог проникнуть ни один непочтительный взгляд. Великий режиссер и актер Де Сика научил ее ненавязчиво дирижировать объективом — движением бедер, трепетом ресниц, вскинутой головой. 

За первые десять лет работы в кино Лорен сыграла более полусотни ролей, поработала с режиссерами Алессандро Блазетти (первый дуэт с Мастроянни — «Жаль, что ты каналья»), Дино Ризи («Хлеб, любовь и...», «Знак Венеры»), засияла у Стэнли Крамера («Гордость и страсть») и Генри Хэтэуэя («Легенда о потерянном»), снялась в пронзительном «Ключе» Кэрола Рида.

Главным триумфом Лорен стала роль римской лавочницы безуспешно скрывающейся от ужасов войны в горной деревушке. Первоначально героиню должна была сыграть Анна Маньяни, но она, недооценив драматический потенциал соперницы, уступила работу Лорен. За «Чочару» Де Сики Софи удостоилась признания в Канне, приза Британской Киноакадемии и первого «Оскара».

В 1960-м всем стало ясно: Лорен — не просто кинозвезда, она — национальное достояние Италии. Первая половина этого десятилетия — самая счастливая пора в творческой биографии Лорен, центральным событием которой стал искрометный дуэт с Мастроянни в бессмертных лентах Витторио Де Сики («Вчера, сегодня, завтра», «Брак по-итальянски»). Марчелло оказался идеальным партнером для Софи. Она творила образы хитроумных прелестниц резкими масляными мазками, он включался в игру, оживляя картину неожиданными акварельными полутонами. 

Вместе с женой триумф делил Карло Понти, поставивший перед голливудскими коллегами немыслимый ультиматум: или платите миллион долларов, или забудьте про Лорен. С его точки зрения, цена не была чрезмерной — Карло не просто задаривал любовницу (а затем жену) бриллиантами и контролировал каждый шаг. Он творил живую легенду — нанимал папарацци, распространял слухи, заключил контракт с Де Сикой на 14 картин с Лорен (по ленте в год), отгрохал дворец с полусотней комнат, набитых антиквариатом, пожертвовал ради Софи семьей. 

В католической Италии действовал запрет на развод. Тайно обвенчавшись в Мексике, Карло и Софи подверглись остракизму на родине и переехали во Францию. Не помогло. Их жизнь, напоминавшая «мыльный» сериал, превратилась в драматичный триллер. Лорен грабили, угрожали жизни сына, травили в прессе, объявили соучастницей мужа, спекулировавшего антиквариатом и уклонявшегося от налогов, в конце-концов, упекли за решетку — к счастью, ненадолго.  

Понти скончался в 2007-м на 95-м году жизни. За несколько месяцев до смерти супруга Софи снялась для мужского календаря Pirelli. На частый вопрос: «Как Вам удается сохранять молодость и обаяние?» Лорен отвечает: «Особого секрета здесь нет, надо просто уметь жить. Жизнь прекрасна! Каждый день приносит что-то замечательное».