Шорты Коннери и плавки Крейга

София НЕЖИНА, Лондон

15.07.2012

Для фанатов Джеймса Бонда в лондонском арт-центре Барбикан открылась выставка «Дизайн 007 — 50 лет стиля Бонда».

Эта выставка — событие беспрецедентное: впервые вместе собрано более 400 архивных предметов из кинобондианы с момента его первого появления на экране в 1962 году. Чтобы осуществить выставку, Барбикан с Eon Productions — кинокомпанией, которой, к слову, скоро предстоит рекламировать новую серию бондианы — «007: Координаты «Скайфолл».

В центре выставки — стиль. Тот самый — тонкий, мужественный, сексуальный, «с иголочки» — стиль Бонда, который на протяжении полувека вдохновляет мир моды. «С выходом в прокат третьего фильма, «Голдфингер», Бонд превратился в феномен поп-культуры, сравнимый разве что с «Битлз», — говорит куратор выставки историк моды Бронвин Косгрейв, — Бонд — это самый долгоиграющий и самый успешный бренд за историю кино. И самый стильный».

Фильмы о Бонде всегда были на несколько шагов впереди мира моды и дизайна — от машин и одежды до архитектуры и хитроумных гаджетов. Это поначалу создатели картин справлялись малым бюджетом и изобретательностью: знаменитое белое бикини Урсулы Андрес в «Докторе Ноу» актриса состряпала сама из лифчика и подручных материалов. Сейчас же в списке дизайнеров, создавших костюмы для героев бондианы, громкие имена — Джорджио Армани, Роберто Кавалли, Том Форд, Миучча Прада, Оскар де ла Рента, Филип Трейси, Эмануэль Унгаро и Донателла Версаче... Портной Энтони Синклер тоже стал фигурой культовой. Это он создал костюм «секретного агента», в котором впервые появился на экране Бонд — Шон Коннери. Покрой костюма справедливо называется Conduit Cut (по имени улицы, где в то время находилась мастерская Синклера), и придумал его Синклер еще в 1950-е годы. Но именно Бонд превратил этот фасон в классику мужской моды.

Перед входом на выставку вас встречает восковая фигура Шона Коннери рядом с начищенным до блеска Aston Martin DB5 1964 года. Далее — вход в туннель, и первое, что бросается в глаза, — огромная вращающаяся кровать с распластанным манекеном позолоченной Ширли Итон. Первая комната посвящена теме золота. Здесь золотые слитки из «Доктора Ноу», пистолет из 24-каратного золота негодяя Франциско Скараманга, ожерелье из «И целого мира мало» и золотой диск, который Ширли Бэсси получила в 1965-м за саундтрек к «Голдфингер».

В «комнате-казино», между игровыми столами — ряды платьев «девушек Бонда» — стильных, сексуальных, откровенных. В «комнате злодеев» есть и костюм Мадонны из «Умри, но не сейчас», и наряд Грейс Джонс из «Вида на убийство», и туфли-ножи Лотте Ленья. Рядом с упомянутым бикини Урсулы Андрес — бикини Холли Берри, а по соседству с шортами Коннери — плавки Дэниела Крейга.

Более «мужских» экспонатов здесь тоже достаточно: стеллаж с книгами Флеминга, оружие, мотоцикл Ski-Doo, дирижабль Зорина, кабина канатной дороги из «Лунного гонщика», подводный Lotus из картины «Шпион, который меня любил»...

Для фанатов Бонда это рай, где можно затеряться на часы. Проходя через залы, периодически слышишь восторженный шепот: «Помнишь, это та сцена, где...». Но приключенческого, интерактивного элемента здесь явно не хватает. В этом мире Бонда все строго за стеклом, и даже последняя комната с многообещающим названием «Ледяной дворец» — всего-лишь экспонат модели тающего дворца из «Умри, но не сейчас».

В октябре выставка отправится в мировое турне. Маршрут и точные даты пока неизвестны.