Пьер Ришар: «Обожаю Михалкова — и как друга, и как режиссера»

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

14.08.2014

? популярным французским комиком. Фильмы с его участием горячо любимы по всему миру.

Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд Дефе появился на свет в городе Валансьен на севере Франции в семье крупного промышленника. К большому неудовольствию отца, Пьер отказался идти по его стопам. Сначала Ришар чуть было не стал танцовщиком (в свою труппу его приглашал сам Морис Бежар), а затем избрал актерский путь. После долгих скитаний с маленькими скетчами в 24 года Пьер получил первую роль в фильме Жака Беккера «Монпарнас, 19». Правда, была она настолько крошечной и незаметной, что его имя даже забыли указать в титрах. 

К счастью, судьба подарила Ришару встречу с режиссером Ивом Робером. «Пьер, ты не актер, — втолковывал ему Робер. — Ты сам по себе персонаж — вот и играй самого себя». Он предложил ему попробовать свои силы в фильме «Блаженный Александр», а потом дал роль в «Высоком блондине в черном ботинке», что и принесло Ришару известность. 

Второй раз ему крупно повезло, когда другой мастер комедийного жанра, Франсис Вебер, нашел блестящий ход — создал дуэт Жерара Депардье и Пьера Ришара. Вместе они сыграли в трех лентах — «Невезучие», «Папаши» и «Беглецы». Тогда-то и наступил звездный час Ришара. Он не только снимался, но и снимал сам. В 1988 году на Кубе Пьер даже создал документальную ленту о знаменитом кубинском революционере Эрнесто Че Геваре «Расскажите мне о Че». Позже Ришар основал свою продюсерскую компанию «Фиделин» и даже записал десяток пластинок с песнями в собственном исполнении.

«Вот это настоящая слава!» — воскликнул Пьер, получив однажды трогательное письмо от мальчика из Владивостока. На конверте на русском языке было написано: «Пьеру Ришару. Франция».  Когда вскоре он попал в Москву, на Красной площади ночью его узнали какие-то бабушки, плакали от умиления и осеняли Пьера крестным знамением. «Я не могу объяснить свою популярность у русских, — признается актер. — Наверное, нас связывает загадочная духовная близость. Возможно, для них я являюсь воплощением того самого маленького человека, которого так точно описывала ваша литература. К тому же мой герой — наивный тип, который высвечивает нелепость окружающего мира. В отличие от большинства своих соотечественников, прагматиков и рационалистов, я романтик, совершающий необдуманные поступки. Французы любят меня за то, что я могу их повеселить: смех, убеждены они, исключительно полезен для здоровья. Русские же мне сопереживают и сочувствуют». 

Несколько лет назад Ришар рассказал мне о своей встрече с Никитой Михалковым: «Мы сидели с друзьями в московском «Кафе Пушкинъ». Никита произнес в честь меня тост — блистательный анализ моих ролей, которого не сделал бы ни один французский кинокритик. Я был ужасно взволнован. Мы оба пустили слезу и рухнули в объятия друг друга. Михалков даже пригласил меня сняться в своей картине. Я обожаю Никиту и как друга, и как режиссера, но его фильмы сугубо русские. Понятия не имею, что мне в них делать — разве что однажды он найдет для меня какую-нибудь французскую историю?» 

С годами Ришар, по его собственному признанию, превратился в раба своего персонажа — рассеянного, неловкого, застенчивого недотепу. От этого он ужасно страдал. Тот же Депардье считает, что у его друга настоящий драматический талант и что Ришар мог бы сыграть как князя Мышкина, так и дядю Ваню и короля Лира. Пьер не раз пытался свернуть с проторенной комедийной колеи. Каждый раз неудачно. Среди болезненных провалов — лента «Партия в шахматы», где его партнершей была Катрин Денёв. «Картина казалась мне удачной, но я понял, что публика не ждет от меня драматических глубин, — вздыхает актер. — Я обречен развлекать ее до гробовой доски. Когда делаю что-то другое, поклонники недоумевают: «Все это замечательно, но когда вы снова начнете нас смешить?» Мои успехи — комедии, а поражения — серьезные ленты». 

Конечно, признает Ришар, тяжело и грустно превращаться в пожилого клоуна. Менять амплуа не получается. Поэтому комику лучше вовремя уйти. Это трагик может себе позволить быть старым, согбенным, с трудом передвигаться на сцене, но гениально играть в пьесах Шекспира... Однако сам Ришар уходить не собирается. Паузы между съемками он заполняет театром. Актер объездил пол-Европы с бурлеском «Пьер Ришар III». «Я оптимист, рожденный для счастья, — считает Ришар. — Убежден, что жизнь прекрасна и в моем возрасте. Но и у меня куча неприятностей. Бороться с ними помогает чувство юмора, которое я не утратил. По природе своей я лентяй, и если бы не занялся актерством, то стал бы бродягой — клошаром. Но разве кино — это работа?! Не зря на съемочной площадке или на сцене мы, актеры, играем».


Приезжайте в гости к высокому блондину

Почти тридцать лет назад Ришар, по совету Депардье, прикупил виноградник с замком на юге Франции, в местечке Грюиссан. Ришар производит в среднем 60 000 бутылок вина Château Bel Evêque, которое поставляет в разные страны, включая Россию. «Если делать вино, то непременно хорошее, — считает знаменитый актер, — чтобы потом не говорили: уж лучше бы ты за это не брался». 

Каждый год июль и август Пьер Ришар проводит в Грюиссане. Принимает гостей со всего мира. Для поклонников «высокого блондина» есть даже экскурсионный маршрут: Барселона — Каркассон — Пьер Ришар. Актер фотографируется с гостями, устраивает для них дегустацию, а если вы купите вино, — распишется прямо на этикетке. В ассортименте — красное, белое и розовое, от 7 до 23 евро за бутылку.

Актер приглашает читателей «Культуры» приехать к нему и купить вино прямо в его погребках по адресу: La cave de Pierre, Château Bel Evêque, Route des Salins,11430 Gruissan. На всякий случай лучше предварительно позвонить по телефону: 33.4.68.75.00.48. Двери Ришара открыты по средам и пятницам с 18.00 до 19.30 вплоть до 27 августа.