Из «России» с «Георгием»

Алексей КОЛЕНСКИЙ

26.06.2014

В субботу, 28 июня, завершается Московский международный кинофестиваль. Президент смотра, председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков на сцене театра «Россия» в заключительный раз поприветствует гостей и участников 36-го ММКФ, а председатель жюри Глеб Панфилов вручит награды победителям. Кто получит «Святого Георгия», предсказать сложно: Основной конкурс приятно удивил и озадачил разнообра­-
зием сильных картин.

Главная интрига — судьба российских претендентов, Владимира Тумаева и Валерии Гай Германики. Первый представил сагу «Белый ягель» — историю оленевода, осваивающего суровые просторы Севера. Снег, холод, боль утраты первой любви, поиски смысла жизни... В заново открытом Тумаевым белом безмолвии, в плену у вечной мерзлоты дышат и почва, и судьба, и поэтический реализм.

Иное дело — «Да и да» Валерии Гай Германики. Главный герой, юный художник-авангардист (Александр Горчилин) мучительнее всего переживает расставание с бутылкой. Правда, разлука длится недолго: половину экранного времени парень проводит в положении риз. При этом успевает обзавестись музой — учительницей русского языка (Агния Кузнецова), обретающей вдохновение не на дне стакана, а в объятиях вечно пьяного друга. Ритмичный, многоцветный, провокационный портрет художника в юности оборачивается горьким откровением: интрижка с непутевым пареньком требуется простушке, чтобы раздуть собственное эго и задержаться в мире искусства. К счастью, ненадолго. 

Рискованные сцены мелодраматичны, в сюжете мерещатся и жизнь, и слезы, и любовь. Но есть просчеты. Например, Германика имеет смутное представление о том, что значит пить по-черному. Точный, органичный Горчилин слабо монтируется с компанией авангардистов, валяющих дурака в эпизодах богемных посиделок. А главное, за героиню Кузнецовой обидно — если бы девушка решила сойтись с одним из настоящих оболтусов-акционистов, из картины мог бы выйти толк — черная комедия или памфлет, а не эскиз на заданную тему. И все-таки в чутье Германике не откажешь: она — в тренде. 

Европейские конкуренты также продемонстрировали вкус к работе с цветом и темпоритмом, тягу к экзотике. Главное — подальше от европейских ценностей, в мир, где ярче светит солнце, наливаются соками плоды и девы, закипает кровь и живет любовь. Как в знойной гангстерской драме Николаса Триандафиллидиса «Сентименталисты», удивившей зрителей пряным букетом перечисленных ингредиентов. Или в неистовом польском триллере Кшиштофа Сконечного «Хардкор диско» (харизматичный Марцин Ковальчик — достойный претендент на актерского «Георгия»). Или в трогательной турецкой мелодраме Хакки Куртулуша и Мелика Сарач­оглу «Свет очей моих», где первый из соавторов сыграл главную роль.  

Не менее любопытны артхаусные ленты — «Репортер» Тайса Глогера и «Все включено» Дорис Дерри. Скромно, но достойно смотрелись мелодрамы — «Неспелые гранаты» Маджид-Резы Мостафави и «Круговерть» Марка Фитусси.

Среди 16 соревнующихся фильмов аутсайдеров всего три: надуманная притча Энди Зиге «Бети и Амар», нелепый политический триллер Антона Корбейна «Самый опасный человек» и затянутая этнофреска Виктории Трофименко «Братья. Последняя исповедь». Украинская лента стала главным фестивальным анекдотом — особенно позабавил секс без отрыва от потребления сала.  

В Конкурсе документального кино всего восемь картин, однако и его жюри не позавидуешь: соревновались признанные мастера. Возможно, удача улыбнется россиянке Светлане Стрельниковой, представившей историю поражений и побед пермского кардиохирурга Сергея Суханова — «Кардиополитика». Но у нее сильные конкуренты: Ян П. Матушинский (эпическая драма о пожилом дайвере «Глубокая любовь») и Тома Бальмес (история восьмилетнего бутанского монаха — «Счастье»).

Заметный успех сопутствовал ретроспективам «8½ фильмов», «Дикие ночи», «Свободная мысль», «Anima latina» и «Сделано в Китае». С полным аншлагом прошла премьера философской комедии Жан-Люка Годара «Прощай, речь». Большой зал «Октября» (полторы тысячи мест) был забит до отказа, не менее сотни зрителей разместились на ступеньках, а многие не попали на просмотр — 3D-очков не досталось. Годар не подвел — за 70 минут продемонстрировал чудеса объемного изображения, о которых могут лишь мечтать голливудские коллеги. 

Праздник кино удался — несмотря на антироссийские санкции, сказавшиеся на программах, фестиваль выстоял, доказал: в России есть что посмотреть и показать. 

Завершится 36-й ММКФ премьерой фантастического боевика Мэтта Ривза «Планета обезьян. Революция»