Кирилл Разлогов: «Московский кинофестиваль — проект открытый»

Алексей КОЛЕНСКИЙ

20.06.2014

Накануне ММКФ газета встретилась с программным директором фестиваля, куратором ретроспективы «По ту сторону игровой и неигровой» Кириллом Разлоговым.

культура: Фестивали класса «А» формируют тренды или отслеживают тенденции развития кинематографа?
Разлогов: Программу форумов определяют отборщики, и они, конечно, догадываются, какие картины будут замечены и отмечены. За резонанс отвечают ведущие критики — во всем мире их около трехсот. Первые и вторые пытаются влиять на кинопроцесс, но человеческие силы не беспредельны. Однако все фильмы, приглашенные в конкурс ММКФ, имеют шансы на приз. 

культура: Насколько оправдываются Ваши прогнозы?
Разлогов: Бывало по-всякому. В жюри 35-го Московского фестиваля доминировали восточные кинематографисты, результат налицо. Есть повод гордиться, ведь я отвечал и отвечаю за отбор азиатских картин. На этот раз само собой получилось, что все приглашенные свободно говорят по-русски. Очень удобно для председательствующего Глеба Панфилова. 

культура: И все-таки: создание программ ММКФ — стихийный или системный процесс?
Разлогов: Основной конкурс в значительной мере формируется спонтанно, другое дело — авторские рубрики. Петр Шепотинник, Андрей Плахов активно перемещаются по международным фестивалям, находят редкие картины и составляют программы, ориентируясь на свой вкус. В этом году замысел плаховской «Божественной эйфории» вдохновили ленты с религиозным подтекстом. Случается, программы распадаются на финальном этапе, а иногда мы успеваем впереди планеты всей — несколько лет назад начали ретроспективу о жизни пожилых — «Третий возраст». Тогда нас внезапно поддержало каннское жюри, вручившее «Золотую пальмовую ветвь» возрастной драме Михаэля Ханеке «Любовь». В идеале рубрики формируются постепенно — по мере появления проблем. ММКФ представляет много неигровых картин. Среди них мелькают такие, которые не признают сами документалисты. Так появилась моя новая программа «По ту сторону игровой и неигровой».

культура: Чем удивите? 
Разлогов: Покажу скандально известный фильм «Печально известный мистер Бут» Тони Гербера и Максима Поздоровкина о российском гражданине, отбывающем 25-летний тюремный срок в США. Эмоциональной лентой о наводнении в Крымске — «10 сантиметров жизни» Анны Яновской. 

культура: Сильный конкурс документального кино — главная отличительная черта ММКФ?
Разлогов: Скорее, характерная, ведь есть и другие. 15 лет назад мы открыли «Медиафорум», теперь подобные мероприятия проводятся в Канне. 

культура: В программах Основного конкурса доминирует тема экстремальных супружеских отношений?
Разлогов: Все куда серьезнее — «Бети и Амар» исследует вампирскую любовь, «Мой мужчина» — «Лолита» по-японски...

культура: У ММКФ есть вектор развития?
Разлогов: Год от года мы привлекаем все большее количество коллег к формированию программ. Московский фестиваль — открытый проект, в том числе для иностранцев. Он развивается вширь и омолаживается.

культура: Какую из классических ретроспектив посоветуете читателям «Культуры»? 
Разлогов: Мировую премьеру отреставрированной «Моаны южных морей» Роберта Флаэрти и британские комедии студии «Илинг».