Ничего личного, только война

Заира ОЗОВА

20.09.2012

На российские экраны выходит фэнтези «Белоснежка и охотник». Картина Руперта Сандерса за первый уикенд проката в США собрала 56 млн долларов.

Королевская наследница Белоснежка (Стюарт), заточенная в темницу злой мачехой Равенной (Терон), бежит в темный лес, откуда еще никому не удавалось выбраться живым. Зеркало нашептало королеве, что ее колдовская сила в опасности: чары может разрушить та, что прекраснее ликом (в этом отношении превосходство Стюарт над Терон, скажем прямо, вызывает серьезные сомнения). Равенна нанимает выпивоху охотника (Хемсворт), чтобы тот разыскал девицу в лесу. Но охотник, как водится, к Белоснежке прикипает душой за полминуты, и они вместе пускаются в бега. Впрочем, в планы опальной принцессы не входит «поцелуй любви» — она лишь хочет собрать армию соратников ее покойного отца под одним флагом и отправиться на штурм королевской крепости.

Руперт Сандерс, обладатель двух «Каннских львов» международного фестиваля рекламы, дебютировал в большом кино визуально богатым и изобретательным фэнтези. Особенно выгодно эта «грязная готика» смотрится на фоне другой недавней версии классической истории братьев Гримм — ёрнической семейной комедии Тарсема Сингха «Белоснежка: месть гномов». У Сандерса нет болливудских песен и плясок — только суровая, бескомпромиссная история о вечной битве добра со злом. Битве в буквальном смысле: «добро» берет меч, командует «В атаку!» и идет брать замок, в котором восседает «зло».

Сандерс так старается не запороть дебют, что это вызывает приступы умиления. Но к тому, что он хочет быть таким же великим, как Питер Джексон, и снять своего «Властелина колец», привыкаешь довольно быстро. Режиссер «Белоснежки и охотника», как истинный рекламщик, больше всего озадачен тем, чтобы населить пространство кадра визуальными роскошествами: и прекрасная Терон, бьющаяся в конвульсиях в черной жиже, и живописные шотландские предгорья, над которыми камера кружит в бесконечных панорамах, и психоделические лесные чащи с глазастыми грибами и чрезвычайно рогатыми оленями — все работает в плюс.

Только вот повествование начинает активно «буксовать» уже на минуте пятнадцатой, и ближе к середине фильма сюжет распадается на части примерно так же, как злая королева — на сотни взъерошенных воронов. Тогда приходят на помощь гномы. Известные и уважаемые британские актеры (Йен Макшейн, Ник Фрост, Рэй Уинстон, Боб Хоскинс и др.) изображают боевитых коротышек, резвятся в сложносочиненном гриме, поют, шутят, машут топорами и даже гибнут в бою.

За сердце Кристен Стюарт, как это водится, по-прежнему дерутся два породистых самца, но эта «Белоснежка» — не о вечной любви. Историю для девочек, которые любят сказки про принцесс, режиссер Сандерс превращает в кровопролитную феминистскую баталию и делает это не без изящества.

«Белоснежка и охотник». Snow White and the Huntsman, США, 2012. Режиссер Руперт Сандерс. В ролях: Шарлиз Терон, Кристен Стюарт, Крис Хемсворт, Сэм Клафлин. В прокате с 14 июня