Дэнни Бойл: «Пожалуйста, никакого Бонда!»

05.04.2013

Сергей ИВАНОВ, Лондон

В российский прокат вышла картина оскароносца Дэнни Бойла «Транс». Триллер, который начинается с ограбления, затеянного работником аукционного дома и преступной бандой, постепенно приобретает психоделический оттенок.

После налета горе-работник (Джеймс Макэвой) получает по голове, в результате чего у него начисто отшибает память. Где он спрятал бесценную картину, ради которой все затевалось, тоже не помнит. Даже пытки не помогают... Тогда главарь банды (Венсан Кассель) нанимает психотерапевта (Розарио Доусон), которая с помощью гипноза должна извлечь из пациента воспоминания. В итоге реальность переплетается с подсознанием, палачи и жертвы то и дело меняются местами, сюжет совершает самые невероятные повороты, вгоняя зрителя почти что в транс.

О своем новом фильме режиссер Дэнни Бойл рассказал корреспонденту «Культуры».

культура: Все Ваши фильмы к своему финалу так или иначе воодушевляют и поднимают настроение, какими бы мрачными и безысходными они ни были. С «Трансом» другая история?

Бойл: Это потому, что у фильма такая нелинейная структура. Если смотреть его внимательно, станет очевидным — история венчается победой героини. Знаете, мужчинам это не очень нравится — им кажется, что персонаж Розарио Доусон решает свои проблемы насильственными методами. А она всего-навсего контролирует мужчин. Почти все экранное время герой Джеймса Макэвоя находится во власти кого угодно — будь то ушлый гангстер-заказчик или гипнотерапевт со скрытыми мотивами. Он теряет контроль над собой и страшно бесится по этому поводу, выплескивая гнев на окружающих. Он жестокий, а не она. Думаю, во всей истории героиня Розарио меньше всего заинтересована в похищенном полотне. Просто картина стала для нее своего рода символом спасения.

культура: Понятно, что это оставлено решать зрителю, но все же: как Вы думаете, в самом финале Кассель нажал на кнопку или нет?

Бойл: Лично мне очень хотелось бы, чтобы нет. Но это мое даже не мнение, а желание. Поэтому мы оставили финал открытым — каждый решит сам, чем все закончится.

культура: Ваши персонажи — американка, шотландец и француз. Насколько важно было делать фильм таким космополитичным?

Бойл: Так получилось случайно, но оказалось весьма к месту. Я хотел, чтобы Джеймс разговаривал со своим шотландским прононсом — мне нравится, когда актеры работают с естественным акцентом, потому что так они звучат намного убедительнее. Розарио мы намеренно сделали иностранкой, она должна быть чужаком в этом краю. Ну, и очень хотелось задействовать именно Венсана в роли гангстера, потому что он замечательный актер, и я давно мечтал поработать с ним. Просто так вышло, что он француз (смеется).

культура: У Вас во всех фильмах — кроме, пожалуй, «Пекла», где действие происходит в космосе — очень важно ощущение места. Здесь же кажется, что в «роли» Лондона мог быть любой другой город.

Бойл: Мог бы. Безликий, живой, пульсирующий мегаполис — вот то самое пространство, которое важно было обозначить в фильме. Мы старательно избегали достопримечательностей в кадре. В лондонском Ист-Энде, где я живу, оказалось много подходящей натуры, поэтому большинство сцен снято именно там.

культура: На какой стадии находится проект «Порно»? Вы ведь снова собираетесь взяться за экранизацию прозы Ирвина Уэлша?

Бойл: Скорее, это не «Порно», а сиквел фильма «На игле». Мы будем работать над сценарием вместе с Ирвином, он планирует использовать некоторые элементы и сюжетные линии из романа «Порно», но картину назовем иначе — скорее всего, просто «На игле 2». Там будут те же актеры, играющие тех же персонажей, но 20 лет спустя. Знаете, фильм так любим народом, что у нас должны иметься очень веские причины для продолжения картины. Мы не можем допустить, чтобы это была просто попытка нажиться на чем-то популярном, а именно ради этого затевается большинство сиквелов.

культура: Почему так старательно держитесь вдали от Америки? Там ведь даже «оскарами» успели Вас одарить. Голливуд все-таки «край больших возможностей», или это очередной культурный миф?

Бойл: Возможностей и вправду полно, только они не прельщают. Мне нравится развивать бурную деятельность в Британии. Хотя это не значит, что я избегаю американских историй — например, действие фильмов «127 часов» и «Менее привычная жизнь» происходит именно в США. Но искусство кино не может принадлежать одной нации, оно разговаривает на разных языках. Мы в этом лишний раз убедились, работая над «Миллионером из трущоб», за что нас как раз американцы, всем на удивление, осыпали наградами. Я сотрудничаю с лучшими сценаристами, вместе с которыми создаю свой, оригинальный материал. Двигаю фильмы от начала до конца, тогда как в больших голливудских проектах режиссер очень часто используется как исполнитель, назначенный студией и посаженный «на готовое». Там чаще всего приходится работать с чужой идеей, отчего теряется необходимый контроль над материалом. Меня пытались назначить режиссером «Чужого 4», но я вовремя осознал, что это не мое. Хотя искушение было велико.

культура: А если что-нибудь подобное предложат сейчас? Вам, кажется, уже пора поставить блокбастер. Судя по открытию Олимпиады, можете совладать с большими бюджетами и масштабами постановки.

Бойл: Ну, нет, я очень люблю смотреть блокбастеры, но вряд ли готов взвалить на себя такой груз. Мне кажется, любой режиссер должен осознавать, какие у него есть сильные стороны, и сосредоточиться на них, нежели пытаться прыгнуть выше головы. Если бы в руки упал большой бюджет, я бы постоянно паниковал, что у меня нет контроля над ситуацией, зато он у того, кто эти деньги в проект вложил. Беспокоился бы, что средства тратятся не по делу, ведь если фильм стоит 100 миллионов, а выглядит на 90 — это провал! 10 миллионов долларов — коту под хвост. А это половина моего обычного бюджета. Мы каждый раз пытаемся сделать так, чтобы 20-миллионный фильм выглядел как стомиллионный.

культура: Ну, ладно, забудем о Голливуде. А если бы Вам предложили поставить фильм про Джеймса Бонда?

Бойл: Все равно не мое. Я предпочитаю находиться в тени, но в один прекрасный момент выскочить с очередным проектом и удивить зрителей. А если ты все время под софитами, все смотрят и ждут, когда же ты облажаешься. Так что нет, пожалуйста, никакого Бонда.

культура: Думаю, Сэм Мендес тоже не видел себя режиссером «Скайфолла»...

Бойл: Сегодня планирую встретиться с ним на одном мероприятии, заодно и спрошу: «Сэм, как вообще так вышло?!» Понятия не имею, каким образом он совладал с таким огромным проектом. И не просто совладал, а сделал отличное кино. Умеют же некоторые!

культура: Кстати, из британской королевы на открытии Олимпиады вышла отличная «девушка» Бонда.

Бойл: Она оказалась настоящим профессионалом. Полностью концентрировалась на работе, проигнорировав весь цирк, который происходил вокруг, — качество, которым должны обладать все актеры. Я ей говорил: «Не обращайте внимания на людей в этой комнате. Будьте собой». И она была! Прирожденный дар, надо пригласить ее в какой-нибудь фильм.


"Транс" Великобритания, 2013

Режиссер: Дэнни Бойл

В ролях: Джеймс Макэвой, Венсан Кассель, Розарио Доусон, Дэнни Сапани, Мэттью Кросс, Вахаб Ахмед Шейх

В прокате с 4 апреля