«Киномарафон студенческих работ Центрального Дома кинематографистов. Региональные школы»: масс-старт в кинопроцесс

Алексей КОЛЕНСКИЙ

20.03.2023

«Киномарафон студенческих работ Центрального Дома кинематографистов. Региональные школы»: масс-старт в кинопроцесс

С 6 по 9 апреля Центральный Дом кинематографистов проведет Киномарафон студенческих работ региональных профильных вузов. «Культура» обсудила повестку смотра с директором Дома кино Екатериной Головня и руководителем проекта, креативным продюсером Дома кино Дарьей Муромовой.

— Чем отличается ваш «Киномарафон» от студенческих фестивалей?

Дарья Муромова: Мы сознательно отстранились от этого формата, заимствовав лишь конкурсную основу. Главное отличие — марафон (конкурсная программа) длится один день, и в нем участвуют не все желающие, а делегации профильных вузов. Для нас важны популяризация профильного образования, продвижение молодых кинематографистов и, конечно, нашего Дома. Молодежь профильных вузов недавно почти не знала о Доме кино как о площадке, где можно показывать и обсуждать свои первые фильмы. Сегодня мы наладили сотрудничество со всеми ведущими московскими киношколами — ВГИК, Высшими курсами сценаристов и режиссером, ГИТР, Московской школой кино, Академией кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова, ИСИ — и два года назад в августовский «День и ночь кино» устроили столичный нон-стоп показ — с утра до ночи. Союз кинематографистов России поддержал это направление работы, и мы решили развивать эту форму и в следующих сезонах провели конкурс московских программ киновузов, а теперь решили перейти на всероссийский уровень.

Екатерина Головня: В этом и заключается наше главное отличие: мы не навязываем свое мнение, фильмы отбирают сами киношколы, ограниченные лишь часовым форматом каждой программы.

Д.М.: Важно и то, что наше жюри смотрит работы не заочно и факультативно, а в зале — вместе со зрителями и авторами, в конце дня принимает решение и вручает награды. Что касается обсуждений… Как выяснилось, ребята не всегда готовы принимать оценки экспертного сообщества, выслушивать критику продюсеров и представителей рынка, сетевых платформ. Их к этому нужно подвести, поэтому у нас в течение года раз в месяц и даже чаще идут показы и обсуждения в рамках цикла «Время молодых». Если говорить о ближайшем Киномарафоне, то программа показов почти сформирована, она традиционно пройдет нон-стоп в течение одного дня, другие события — круглые столы и мастер-классы — мы проводим не в формате творческих встреч, их программа сугубо деловая.

— С чем связан такой выбор?

Д.М.: С дефицитом времени и обилием информации. У меня сформировалось представление о белых пятнах кинематографического образования, и мы попытаемся их по возможности закрыть. Например, прекрасный кинопродюсер, преподаватель ВГИК Галина Сыцко даст ребятам общее представление о системе российского кинопроизводства и его основных игроках. Также пройдет мастер-класс по авторскому праву юриста, эксперта, преподавателя ВГИК Екатерины Звегинцевой. Отдельная встреча посвящена системам и формам оплаты труда в киноиндустрии — ее проведет заведующий кафедрой продюсерского мастерства ВГИК Виталий Сидоренко. Будет мастер-класс и по фестивальному продвижению фильмов, а также я надеюсь, что состоится встреча с представителем Министерства культуры России, — ребятам из регионов крайне важно иметь представление о том, как взаимодействовать с профильным ведомством. Также пройдет круглый стол с представителями региональных отделений Союза кинематографистов России о возможностях сотрудничества на местах.

Е.Г.: Марафон — история с погружением, мы долго готовились к столь представительному уровню, отрабатывали форматы с московскими киношколами, составили очень плотную программу, в будущем, думаю, стоит расширить ее на неделю: квалифицированных наставников много, им есть чем поделиться.

Д.М.: Важно отметить, что мы работаем только с государственными вузами, частные киношколы пока остаются за кадром.

— Почему?

Д.М.: Нужно действовать системно и прежде всего понять общий уровень кинообразования страны, ведь кузница кадров — важнейшая составляющая индустрии, и мне было странно, что во многих давно освоенных кинематографистами регионах, например Екатеринбурге, давно не работает система высшего профильного образования. В Якутии действует лишь киноколледж, в Башкортостане тоже есть государственная снимающая студия, а вуза нет.

Е.Г.: В марафоне участвуют ребята из Донбасса. Мы недавно вернулись из командировки, познакомились с руководителями Луганской академии культуры и искусства имени М.Л. Матусовского и Шахтерского колледжа кино и телевидения имени А.А. Ханжонкова. Его студенты тоже стремятся снимать. Пока получается сыровато, но главное — стараются, а луганчане уже работают на очень приличном уровне, но у них пока нет лицензированных российских киноспециальностей, и им уже много лет приходится защищать дипломы в Краснодаре. Нам важно максимально вовлечь новых граждан России в отечественный кинопроцесс, и в ближайшее время мы вернемся на Донбасс, откроем киноклубы Союза кинематографистов России.

— Сколько киношкол участвует в марафоне?

Е.Г.: Двенадцать — это студенты из Казани, Санкт-Петербурга, Красноярска, Краснодара, Челябинска, Иркутска, Ростова-на-Дону, Сергиева Посада, Перми, Нальчика, Шахтерска и Луганска.

— Почему без москвичей?

Д.М.: В столице много киношкол, и у них есть свой марафон, а также постоянные показы в Доме кино. Привлекать московские киношколы в качестве участников конкурсной программы было бы неэтично, здесь другая техническая база и уровень подготовки. Но в качестве участников деловой программы и зрителей мы, конечно, будем очень рады их видеть.

Е.Г.: Важно, чтобы ребята могли ежегодно приезжать в Москву и развивать свои навыки, потому что индустрия меняется, и важно оставаться в повестке.

— Кто еще из именитых гостей примет участие в форуме?

Е.Г.: Среди партнеров — Министерство культуры России, ВГИК, ГИТР, крупные киностудии и дистрибьюторы, предоставляющие специальные призы участникам. Например, Первая онлайн-киношкола подарит сертификат на прохождение образовательного курса одному из участников.

— В чем главная проблема киномолодежи и региональных очагов образования и киноиндустрии?

Д.М.: Для студентов — неумение общаться, заводить связи; это касается даже московских киношкол — например, студенты-операторы не знают, что происходит за стеной в вузе у режиссеров, и наоборот. Что касается жизни в регионах, все упирается в заинтересованность местных властей.

Е.Г.: Все почему-то хотят иметь богатый музей этнографии, но забывают, что кино — важнейший инструмент воспитания юных граждан. Начинать нужно с обеспечения своих кинематографистов рабочими местами, поддержки небольших студий, активизации творческой жизни. Одним из примеров служит Красноярск, восстановивший «Енисей-кино», сохранивший технику и пленочный архив, создавший музей кино и международный фестиваль детского кино «Герой».

Д.М.: Надеемся, наш марафон даст импульс связям между регионами, покажет примеры творческих подходов к организации работы.

— Определились ли точки регионального роста?

Е.Г.: Безусловно, это Пермь и, несмотря на отсутствие киновуза, Якутия. На глазах растет уровень Татарстана и Башкирии; из документалистов — одна из самых мощных — Красноярская студия, в Краснодарском институте культуры есть сильные работы, особенно операторские. В связи с работой Фонда поддержки регионального кинематографа в обозримом будущем нас ждет еще много открытий.

— Встречают ли региональные премьеры теплый прием?

Д.М.: Марафон собирает полный зал — более пятисот мест Белого зала, с учетом нон-стоп показа и мастер-классов, можно говорить о более чем тысяче зрителей.

— Сколько ожидаете гостей из регионов?

Д.М.: Порядка сорока кинематографистов.

— В любом случае лучших из лучших будет забирать столичный кинобизнес; существуют ли способы вернуть профессионалов в регионы?

Е.Г.: Конечно, если развивать студии и образовательные учреждения на местах. В советское время работала система направленцев: ребят набирали во ВГИК, и они возвращались домой, где их ждала гарантированная работа и жилье. Кстати, в регионах сохранились служебные квартиры, важно создавать рабочие условия. Союз кинематографистов сейчас пытается восстановить кинолетопись, но без опоры на региональную базу это едва ли возможно — ее нужно возрождать на системном образовательном уровне, но в местных вузах критически недостает компетентных преподавателей. Часто выпускник получает сертификат, но не профессию, и хорошо, если это осознает. Немало случаев, когда жертвы недостаточного образования считают себя непризнанными гениями…

— Возможно, следует централизовать региональную аттестацию, привлечь к ней сильнейшие киношколы?

Д.М.: Может быть, поскольку образование — часть индустрии, надо рассматривать ее как школу непрерывного и конкурентного повышения квалификации. Это значит — исключить пренебрежение к профессии, когда каждый заскучавший берет в руки камеру и начинает называть себя кинематографистом, не имея ни знаний, ни практического опыта.

Е.Г.: В итоге эти непрофессиональные и в содержательном аспекте откровенно вредные работы пробиваются на экраны с тяжким звероподобным рвением, часто подрывая репутации не только коллег, но и регионов.

— И тут мы касаемся основной, глобальной, системообразующей проблемы отечественного кинопроцесса — отсутствия эстетической планки и повестки, а следовательно — и творческой жизни. Национальные премии раздаются фильмам-аттракционам, фестивальные — отдельным успехам, а смотреть нечего и, главное,  незачем. Кинематографисты и их «продукты» существуют вне страны и народа, обособленно друг от друга, но вне содержательного общения не существует ни творчества, ни образования!

Е.Г.: Безусловно, необходимо возрождать творческие советы и объединения, и многие ведущие кинематографисты пытались воссоздавать такие структуры.

— Но все деньги отрасли прилипают к рукам ничуть не заинтересованных в них мейджоров… Коснемся программной повестки Дома кино, который вы возглавляете третий год, — как формулировали для себя проблемы и задачи центральной киноплощадки?

Е.Г.: Я пришла на пост в разгар пандемии — у нас практически не было ни мероприятий, ни зрителей, ни знакомых лиц! Передо мной была поставлена простая, на первый взгляд, задача: вернуть в родные стены кинематографистов, молодежь, заинтересованную публику! В начале стала проводить строгий отбор программы показов по многим параметрам, это было нелегко, поскольку из семи редакторов, занимавшихся связями с дистрибьюторами и гильдиями, у меня остался один. Соответственно, творческая работа легла и на меня. Некоторое время назад нам в помощь пришел художественный руководитель Дома кино Валерий Ахадов: мы ротировали состав худсовета, привлекли в него активных коллег и вернулись к клубному, знакомому еще с детства формату — я ведь практически выросла в Доме кино.

— Отчего Дом стал не тот?

Е.Г.: Сюда подтянулся специфический контингент — залы заполняли странные бабушки, вслух обсуждавшие фильмы и что-то вечно жующие, разбивавшие яички о подлокотники кресел, уходившие из залов и слонявшиеся по коридорам, как в сельском клубе… В свое время пенсионерские организации направляли письма и получали билетные квоты — мы их сократили и сделали адресный еженедельный «социальный кинопоказ» к юбилейным датам с вводными лекциями и обсуждениями. Сначала бабушки обижались, прорывались на все мероприятия, но сейчас это стало труднее — аншлаги теперь устраивают кинематографисты, да и требуется регистрация на сайте.

— Самые успешные события зимы...

Е.Г.: Конечно, премьеры: «Один настоящий день» Георгия Шенгелия, «Храм» Рауфа Кубаева. Затем — юбилейные даты — 35-летие «Мастера и Маргариты» Юрия Кара. Вечер Леонида Гайдая превратился в музыкальное ревю: пела Лариса Долина, выступал Александр Зацепин с оркестром, играл на рояле, — зрители сидели на балконах и ступеньках. Набирают популярность и регулярные события — например, четверговые встречи выдающегося педагога Владимира Фенченко, мероприятия гильдий Союза кинематографистов — показы операторов, выставки художников, творческие вечера режиссеров и актеров, налажено сотрудничество с активно участвующими в творческих встречах юнармейцами, от шести лет и старше, очень популярны воскресные детские программы... Все мероприятия включают творческие встречи и обсуждения, — мы на взлете, но, увы, скоро эта эпоха уйдет: принято решение о реконструкции уже этим летом и постройке нового Дома кино на нашем историческом перекрестке.

— Мемориальное здание на Васильевской не пострадает?

Е.Г.: Нет, от него лишь отсекут небольшую позднюю пристройку. Что будет — покажет время; надеюсь, воссоздадут большой зал с уникальной акустикой, знаменитый витраж Фернана Леже, но самое главное — атмосферу нашего Дома. Обидно, если нужда сообщества в Доме кино за эти годы пропадет.

— Куда переедет киносообщество?

Е.Г.: Пока у нас нет конкретики. Но знаю, что сейчас рассматривается несколько альтернативных киноплощадок.

— Что дает вам, режиссерам и продюсерам, эта работа в творческом плане?

Д.М.: Возможность наблюдать за индустрией со всех сторон, поработать со всеми участниками кинопроцесса — от идей до дистрибьюции, с телеканалами, интернет-платформами, региональными представителями. Это важно для продюсерской аналитики.

Е.Г.: Я смогла реализовать здесь свои творческие идеи и, как мне кажется, оживить работу Дома. Сама стала жестче, организованней, дисциплинированней, смогла реализовать наработанные связи с коллегами, на которых здесь держится восемьдесят процентов работы, и я горжусь тем, что успела сделать для Дома кино.

Фотографии: предоставлены пресс-службой Дома кино и студентами Института кино и телевидения ГИТР