Путеводитель по 44-му ММКФ: дебюты и выживальщицы, чудовища и чистилища

Алексей КОЛЕНСКИЙ

24.08.2022

Путеводитель по 44-му ММКФ: дебюты и выживальщицы, чудовища и чистилища

Нынешний Московский международный кинофестиваль представит пеструю палитру самых экзотических сюжетов. Главная интрига смотра — выбор лауреата первого в истории конкурса отечественных картин «Русские премьеры».

Весомыми шансами на победу располагают дебютанты, в их числе — Ильшат Рахимбай (этнофреска «Микулай» с Виктором Сухоруковым), Петр Тодоровский (экзистенциальная драма «Здоровый человек» с Никитой Ефремовым) и ныне снимающий в Донецке Арсений Герасимов (молодежная драма F20). Сделавший «Человека из Подольска» Семен Серзин представит психологический детектив «Похожий человек», а громко заявивший о себе криминально-молодежной драмой «Бык» Борис Акопов подарит свидание с эскортницей «Кэт».

Конкуренцию молодежи составят режиссеры старшего поколения — Константин Статский, инсценировавший драму Ярославы Пулинович «Жанна», и худрук Александринского театра Валерий Фокин, представляющий антиутопию «Петрополис» с Антоном Шагиным и Юлией Снигирь. Многообещающе выглядят три картины, представленные в Основном конкурсе и также претендующие на лавры «Русских премьер», — «Огород» Ларисы Садиловой, «Верблюжья дуга» Виталия Суслина и «Молодость» якутского режиссера Дмитрия Давыдова.

Будущее российского кино подсветят мероприятия фестивальной бизнес-площадки. Ключевым событием станет Московский питчинг дебютантов с призовым фондом 6 миллионов рублей. Из более чем 600 проектов было выбрано тридцать работ в полном и коротком метре, игровые сериалы и документальные ленты. Победителям в категориях вручат приз в миллион рублей, а также награды партнеров и экспертов. В первый день фестиваля Фонд поддержки регионального кинематографа Союза кинематографистов России и Дирекция ММКФ организуют круглый стол «Продвижение российского кино на зарубежные площадки. Новая реальность», а 27 августа состоится панельная дискуссия «Новые возможности регионального кинематографа».

Камертоном внеконкурсных показов стали творческие поиски региональных кинематографий, все ретроспективы блещут широчайшей палитрой стран и народов.
«Блокбастеры народов мира» представляют лидеров национальных сборов. Главный хит — эпичный китайский боевик: две части «Битвы при Чосинском водохранилище», экранизированные Цуй Харком, Чэнь Кайгэ и Данте Ламом, собрали более двух миллиардов долларов. Конкуренцию саге составят нигерийские сказки «Король воров» Адебайо Тиджани и Топе Адебайо, «Обмануть дьявола» Рэмси Ноя и «Прорицательница» Нийи Акинмолаяна — публику ждут незабываемые встречи с ведьмами, колдунами и призраками Черного континента.

Карнавальный шик-блеск сулит рубрика «Дикие ночи». Самая ожидаемая премьера — афро-футуристический мюзикл «Нептун фрост» Сола Уильямса и Анисии Узейман — поэма об антиколониальной борьбе руандийских шахтеров, переквалифицировавшихся в грозных хакеров. Мексиканская драма «Остров пропавших девчонок» Анн-Мари и Брайана Шмидт — история девочек, заточенных стихией в грозных подводных пещерах. Смерть преследует и их десятилетнюю сверстницу — воспитанную белыми медведями героиню канадской драмы Polaris Керстен Картью. Сюрреалистический болгаро-испанский триллер «Стоян» Роберто Руиса Сеспедеса поведает о розысках похищенного киднепперами ребенка. Наш ответ страшилкам — подростковая драма «Я иду играть» Анны Зайцевой — детективная история подростка, разыскивающей негодяев, спровоцировавших самоубийство младшей сестры в сетевой группе смерти.

Секция «Тигры и драконы» ждет поклонников дальневосточной экзотики. Мистический южнокорейский триллер «21 день от роду» Пака Кана поведает о проклятии, довлеющем над отцом новорожденного ребенка. Японский хоррор «Духи смеются» Ватару Хиранами расскажет о злоключениях юного антиквара, затерявшегося между жизнью и смертью. «Одинокий волк» Сюндзи Мугурумы — история мотогонщика, одержимого кровной местью. Филиппинская семейная драма «Гулящие» Джоэла Ламангана опишет мытарства бывшей проститутки, продавшей внучку педофилам.

В багрово-фиолетовых тонах выдержан и «Фестивальный коктейль». Макабр «Угощение ястреба» Кришненду Калеша раскроет тему распада индийской семьи, одержимой эгоизмом, насилием, алчностью, похотью и кромешными суевериями. Французский дебют новозеландского актера Мэтью Савилла «Можжевельник» станет бенефисом Шарлотты Рэмплинг, сыгравшей алкоголичку, спасающую семнадцатилетнего внука от глубочайшей депрессии. Психосоциальная драма «Медуза» Аниты Роши да Сильвейры опишет похождения банды пай-девочек, выслеживающих и избивающих дам легкого поведения.

Достойный ответ репрессиям прозвучит в рубрике «Вокруг света за 8 дней». Дебютная драма «Бесконечное утро» православного румынского священника Киприана Меги расскажет о духовном обращении содержащей семью проститутки (второй фильм автора «Глас вопиющего в пустыне» украсил конкурсную программу). Мистический триллер германо-иранского дебютанта Романа Тулани «Остров призраков» поведает о душах, блуждающих в «чистилище» фешенебельного тропического курорта. В иных мирах всякий раз пробуждается и юный герой экзистенциальной французской драмы «Так близко к солнцу» Бенжамена Ранкуля. Сербско-иорданская «Святая Пятница. Крест в пустыне» Хаджи-Александра Джуровича вдохновлена житийными преданиями о святой Параскеве.

Программа «Мастера» представит работы классиков. Камерную семейную драму «Брат и сестра» Арно Деплешена разыграют Марион Котийяр и Мельвиль Пупо. Испанская драма «В Бенидорме идет снег» Изабель Койшет стала бенефисом Тимоти Сполла, в драме среднего возраста «Иной мир» Стефана Бризе солирует Венсан Линдон, он же «С любовью и яростью» зажжет в ménage à trois с Жюльет Бинош и Грегуаром Коленом у Клер Дени. Ретромелодрама «Вечно молодые» Валерии Бруни-Тедески — сентиментальный портрет кинобогемы восьмидесятых. Украшением коллекции станут лучшие работы Жан-Поля Бельмондо шестидесятых — «Вор» Луи Маля и «Сирена с Миссисипи» Франсуа Трюффо.

Ретроспектива «Открытие Америки» обещает встречи с латиноамериканским артхаусом, сквозная тема — противостояние простых женщин и косных обществ. В этом ряду примечателен зеркальный сюжет «возвращения Одиссея на Итаку», где его никто не ждет, — в гватемальско-мексиканской семейной драме «Роза» Андерса Родригеса Альсерреки. Довольно скромно выглядит панорама «Персидские мотивы» — в ней фигурируют всего три ленты, включая ретродраму взросления «В обратном направлении» Абдолфазла Джалили о юном кинолюбителе, делающем первые шаги в режиссуре. Правда, десяток иранских лент рассыпаны по другим ретроспективам, и тут особого внимания достойно экспериментальное роуд-муви «Удод» Мехди Газанфари из авангардной рубрики Artcore — поэтичная лента о звукорежиссере, путешествующем в поисках необычных шумов и звуков.

Разнообразные впечатления дарят «Специальные показы». В центре экспозиции — «История неполучившегося фильма»: исследование Никиты Михалкова, снятое при участии Андрея Зайцева анализирует причины авторской неудачи — отправленной на полку самим Никитой Сергеевичем ленты «Вспоминая Чехова» 1993 года. Юсуп Разыков представит камерный детектив «Французский мастер» с участием Алексея Гуськова, Анны Чиповской, Ирины Купченко, Алексея Верткова и Виктора Добронравова. Народным хитом обещает стать молодежный сибирский триллер Николая Рыбникова «Чекаго». Здесь же отметим удостоенную «Золотого глобуса» и специального приза Венецианского фестиваля итало-французскую психодраму «Управленец» Мишеля Дзампино, а также экзистенциальную мексиканскую драму «Ящик» Лоренсо Вигаса — первого мексиканца удостоенного венецианского «Золотого льва».

Истинные поклонники киноискусства не разминутся с юбилейными ретроспективами, приуроченными к столетию великого индийского лирика Сатьяджита Рея и 85-летию Андрея Кончаловского. Главный шедевр первой из них — «Песни индийских дорог» — пасторальная лавстори «Чарулота». Юбилей Андрея Сергеевича украсит полная режиссерская версия «Страстей по Андрею».

Особые открытия взрослым и детям подарит чрезвычайно пестрая «Мультвселенная». Главный хит программы — полнометражная сага классика японской анимации Кодзи Ямамуры «Север, и не один». Восемнадцать мультиков из Алжира, Аргентины, Бразилии, Вьетнама, Индонезии, Тайваня, Мексики, Республики Корея, России и Франции объединены в программы 6+ и 16+.

Самым взрослым зрителям адресована документальная ретроспектива «Свободная мысль». Неожиданной обещает стать саморефлексия итальянского патриарха Марко Беллоккио «Маркс может подождать» и фреска «Природа» непревзойденного эпика Артавазда Пелешяна.

На фотографиях: кадры из фильмов "Король воров" и "Огород" (на анонсе).