«Мы не являемся складом, где пылятся пленки»: директор Госфильмофонда Роман Чистяков о новых направлениях в работе киноархива

Татьяна ФИЛИППОВА

07.07.2022

«Мы не являемся складом, где пылятся пленки»: директор Госфильмофонда Роман Чистяков о новых направлениях в работе киноархива

Второй фестиваль архивного кино, участие в нацпроекте «Культура» и программа повторного проката — обо всем этом шла речь на пресс-конференции, в ходе которой о текущих проектах и стратегии развития главного киноархива страны рассказал его директор Роман Чистяков.

«Не все знают, чем занимается Госфильмофонд», — объяснил директор киноархива в первые минуты пресс-конференции. Основная деятельность киноархива — хранение отечественного кинонаследия. Госфильмофонд хранит более миллиона пленок, из которых примерно 600 тысяч — это наше кино. Но время ставит перед киноархивом новые задачи. Одна из главных — перевод всего наследия в цифровой формат. Эта задача является частью национального проекта «Культура», и здесь, по словам Романа Чистякова, киноархиву есть чем гордиться: «Мы начали оцифровку фильмовых материалов в 2020 году, и 5000 уже оцифрованы. Если перевести на полнометражные картины, получится, что Госфильмофонд цифрует примерно 2 300 фильмов в год. Это очень много, подобных прецедентов я не знаю».

Хранение, заметил директор киноархива, в представлении многих людей – статичный процесс: «На самом деле это не так, мы не являемся складом, в котором лежат и пылятся пленки. Нет, идет постоянная работа, которую ведут 550 сотрудников. Мы постоянно пополняемся, к нам поступают новые материалы, которые требуют обработки, описания и изучения».

Хранение предполагает и восстановление старых фильмов. При участии Министерства культуры при Госфильмофонде создан крупнейший комплекс цифровой реставрации. В год его сотрудники восстанавливают около сорока архивных кинокартин. Реставрация архивного кино напрямую связана с новым для киноархива направлением – организацией так называемого повторного проката, то есть показа старого кино, причем не только в столичном кинотеатре «Иллюзион», который является официальной площадкой «Госфильмофонда», но и в других кинотеатрах.

Пилотным проектом в этом новом направлении стал прокат ретроспективы картин Владимира Хотиненко, приуроченный к 70-летию режиссера. Фильмы «Зеркало для героя», «Мусульманин» и «Макаров» вышли в повторный прокат 5 мая после цифровой реставрации в 4K.

«Пробу пера» в дистрибьютерской деятельности директор Госфильмофонда считает удачной, хотя и не без сложностей. «Казалось бы, Владимир Хотиненко – режиссер, которого не надо представлять, но тем не менее, прокатывая в семи городах три фильма, мы столкнулись с тем, что люди не везде на них идут.

Сейчас мы восстановили фильм Глеба Панфилова «Начало», и, пересматривая его уже в отреставрированном виде, я для себя отметил, что это обалденный фильм. Но как его продвинуть в молодой среде? Есть сложности, но мы думаем над тем, как с ними справляться».

Привлечь молодую аудиторию, заинтересовать ее теми редкостями, которые хранятся в Госфильмофонде — задача на ближайшие несколько лет. По наблюдениям Романа Чистякова, молодежь не слишком хорошо знакома с отечественной киноклассикой, это касается и будущих кинематографистов, учащихся киношкол. Госфильмофонд ищет новые формы работы со студентами, привлекая их к работе с архивами, общению с мэтрами киноиндустрии, пытаясь решить таким образом и свои кадровые проблемы — Госфильмофонду нужны молодые сотрудники.

Для киноведов, историков, исследователей кино и кураторов кинофестивалей в архиве в этом году запустили просветительский проект «Резиденция». Профессионалам киноиндустрии предложили провести в Белых Столбах, где находится база Госфильмофонда, две недели, познакомиться с его внутренним устройством, современными кураторскими практиками и методами работы в архиве.

Продолжается формирование программ повторного проката: в октябре исполняется 80 лет со дня рождения кинорежиссера Динары Асановой, и к этой дате на экраны выйдет ее картина «Не болит голова у дятла», отреставрированная в мастерских Госфильмофонда. Как объяснил директор архива, программа разрабатывается на год и под нее реставрируется тот или иной фильм.

Еще одна экспериментальная программа называется «Секретный сеанс», она рассчитана на тех, кто любит старое кино как таковое. На двух площадках — в писательском поселке Переделкино и в Олимпийской деревне — будут показывать архивные фильмы. Это классический показ с кинопередвижки, с 35-миллиметровой пленки, на него нужно зарегистрироваться – и идти смотреть раритет, который сотрудники Госфильмофонда извлекут из своих архивов. Название фильма не будет объявляться до последнего момента: предполагается, видимо, что это вызовет у синефилов дополнительный азарт.

Главным событием года должен стать Второй фестиваль архивного кино: он пройдет с 16 по 30 ноября в кинотеатре «Иллюзион» и будет следовать стратегии, выбранной в прошлом году — как можно больше рассказать об архивных редкостях Госфильмофонда. В этом году в афише фестиваля будут представлены программы от его научных сотрудников, которых Роман Чистяков назвал «интеллектуальным богатством» Госфильмофонда: «Без них киноархив действительно был бы складом».

Фотографии: Игорь Иванко / АГН Москва; Владимир Гердо / ТАСС (на анонсе)