«Ералаш» выходит на широкий экран

Елена СЕРДЕЧНОВА

20.06.2022

«Ералаш» выходит на широкий экран

«Культура» побывала на премьере фильма «Ералаш в кино. Выпуск №1». С 23 июня мальчишки и девчонки, а также их родители смогут увидеть юмористический журнал в кинотеатрах.

Взрослые люди помнят «Ералаш» как телевизионный проект. Но на самом деле «веселые истории» впервые появились в кинотеатрах, предваряя показ серьезных фильмов. И вот круг замкнулся, перед юбилеем — в 2024 году киножурналу веселых и находчивых исполняется 50 лет — «Ералаш» возвращается на экраны кинотеатров. Впервые «Ералаш в кино. Выпуск №1» будет показан 23 июня. Он будет включать в себя 15 сюжетов продолжительностью около трех минут.

По словам генерального директора ООО «Ералаш» Аркадия Григоряна, идея вернуть киножурнал на большой экран давно витала в воздухе, пока наконец не пришло понимание: или сейчас, или никогда.

— Было много разных идей, как подавать «Ералаш» на экране. Все-таки киножурнал не подразумевает серийную историю. Поэтому собрали сборник новых сюжетов, надеемся на то, что он заслужит внимания зрителей. На экран мы решили вернуться, потому что этот формат остается интересным и востребованным, несмотря на новые медиа. У нас же появились современные виды съемок, графика. Поэтому формат кинотеатральный, — говорит Григорян.

Генеральный директор кинокомпании ООО «СБ Фильм» Сергей Сорочкин пообещал масштабное турне «Ералаша» после 23 июня.

— Мы уже пробовали с Борисом Грачевским, худруком «Ералаша», отдельно показывать киножурнал на большом экране. Когда стало понятно, что не будет больших блокбастеров от мейджоров Голливуда и у кинотеатров есть свободное пространство, мы решили показать полный метр. У нас есть в загашнике новые сюжеты, их хватит на два-три фильма, а дальше будем снимать еще. Я переговорил с рядом кинотеатров и сетями, и они сказали: «Почему нет?» Первый выпуск покажем 23 июня. С сентября будем выходить по субботам и воскресеньям, — надеется он.

Ну а пока первые зрители смогли оценить часть полного метра «веселых историй».

В первом ряду в зале сидели дети, ведущий объявил начало пресс-конференции, сказав, что впервые она проходит в темноте, погас свет. Взрослые, казалось, на машине времени перенеслись в детство. Помещение взрывалось громким смехом и приглушенным хихиканьем. Правда, сказочная машина иногда давала сбой. Истории «Ералаша» в далекие 70-е годы предназначались всем школьникам страны, сейчас некоторые сюжеты вызывали недоумение. Дорого одетые дети в огромных квартирах с дизайнерским ремонтом шалили за столом уставленным дизайнерским же сервизом.

На вопрос «Культуры», на какую все же аудиторию рассчитывают продюсеры, режиссер «Ералаша» Влада Макейчик ответила, что сюжеты снимаются самые разные: «где-то действие происходит в обычных квартирах, где-то — в дизайнерских, где-то — в провинциальном автобусе».

— У нас есть очень современные сюжеты, есть традиционные. Старые же сюжеты мы немного сократили, они могли длиться и 10 минут. Оставили динамичный формат в две-три минуты. Думаем над идеей, чтобы поле ролика давать короткую нарезку, как он снимался.

Но возможно киножурнал все же сталкивается с проблемой поиска формата. Проблемой сохранения традиции и в тоже время изобретения новой. Режиссер «Ералаша» Евгений Соколов поделился воспоминанием с «Культурой».

— Наш киножурнал — это уникальный формат. Он соединяет детей, родителей, бабушек и дедушек. Помню, как продюсер Лариса Кривцова, когда узнала, что я снимаю «Ералаш», очень обрадовалась и рассказала, как она с друзьями, застряв в горах, целую ночь вспоминала сюжеты, и с каким удовольствием взрослые и очень взрослые люди это делали.

Композитор киножурнала «Ералаш», заслуженный деятель искусств РФ Александр Клевицкий считает, что киножурнал — это прежде всего традиция, традиция воспитания.

— Замечательные сюжеты, абсолютно добрые и светлые. Власть должна протянуть руку помощи «Ералашу». Как не поддержать детство, искусно сделанное кино. Да, бывают неудачные сюжеты, но основная масса — образовательные, познавательные и светлые сюжеты. Очень много десятилетий мы видим на нашем телевидении и киноэкранах не самые лучшие образцы киноискусства. Надо возвращать то хорошее, что у нас было. А «Ералаш» — это хорошее. Давайте вернем обратно «Ералаш»!

Режиссер Евгений Соколов говорит «Культуре», что журнал все время совершенствуется, но в то же время сохраняет концепцию, которая была заложена при его создании.

— Мы можем потерять этот уникальный формат и «Ералаш» превратиться в разновидность TikTok. Конкурировать же с ним нет смысла. Поэтому мы решили придерживаться концепции журнала и при этом ее осовременивать. Наша сверхзадача — сохранять высокий профессиональный уровень, чтобы это было кино, а не любительские съемки, чтобы в роликах была познавательная, воспитательная и развлекательная часть. Одним словом, рассказывать маленькую поучительную историю в виде короткого анекдота.

Соколов уверяет, что придумывать киноанекдоты очень сложно. Даже у маститых авторов проходит один из трех сюжетов. Проходит тот или иной сюжет, раньше решал Борис Юрьевич Грачевский. Сейчас же — редакторы и продюсеры. Старые сюжеты в работу не берут, но такой ролик может послужить источником вдохновения для нового. «У меня была один раз история. Посмотрел старый сюжет, мне он понравился, и я использовал общий мотив — появление волшебницы. Но это ни в коем случае нельзя считать плагиатом», — делится режиссер.

Но какими бы очаровательными и добрыми ни были выпуски «Ералаша», их достоинства может обнулить высокая цена на билет. По словам Сергея Сорочкина, киножурнал планируют показывать на детских сеансах, цена на билет же будет начинаться от 100 рублей.

— В некоторых регионах, в социальных кинотеатрах мы готовы пойти навстречу и установить цену и в 50, и в 70 рублей. Кроме того, с этого года Пушкинская карта действует в кинотеатрах. Молодые люди могут ей расплатиться за целый ряд фильмов. У меня есть уверенность, что Минкультуры включит в Пушкинскую карту и фильм «Ералаш». То есть юные зрители смогут посмотреть его бесплатно. В дальнейшем мы надеемся пойти в телепрокат и на онлайн-площадки.

Фотография: Борис Кавашкин / ТАСС