«Художественный» запускает кинофестиваль: пять фильмов, которые стоит увидеть

Юлия ШАМПОРОВА

16.11.2021

«Художественный» запускает кинофестиваль: пять фильмов, которые стоит увидеть

В честь своего дня рождения столичный кинотеатр представляет программу нового ежегодного кинофестиваля, который пройдет с 17 по 24 ноября.

Московскому кинотеатру «Художественный», одному из старейших в мире, 11 ноября исполнилось 112 лет. В рамках нового кинофестиваля, организованного по случаю солидной даты, зрители увидят 11 авторских фильмов, среди которых кинематографические сенсации этого года, получившие призы Венеции и Канн, новинки отечественного проката, а также мировая классика и уникальная хроника начала прошлого века. Мы выбрали пять фильмов, которые стоит посмотреть.

«Французский вестник. Приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан», режиссер Уэс Андерсон

Фильмом открытия фестиваля 17 ноября станет долгожданная картина культового американского режиссера Уэса Андерсона «Французский вестник». Пожалуй, самая громкая премьера Каннского фестиваля этого года, номинант на «Золотую пальмовую ветвь», этот фильм представляет собой альманах из трех историй с разными сюжетными линиями, каждая из которых базируется на публикации не существующего в реальности американского журнала «Французский вестник».

Фильм также включает в себя повествование о жизни редакции, членов которой играют Бенисио Дель Торо, Эдриан Броуди, Тильда Суинтон, Леа Сейду, Фрэнсис МакДорманд, Бенисио Дель Торо, Тимоти Шаламе и многие другие. В своем новом фильме Андерсон верен себе: тщательно выстроенные кадры, буйство цвета, внимательность к деталям, нарочито выдуманная, эскапистская история — все это есть в «Вестнике».

После просмотра картины состоится обсуждение с Аленой Долецкой, журналистом, креативным консультантом генерального директора Третьяковской галереи, а также показ ленты «Репортаж с места событий», где создатели в подробностях рассказывают о своей работе над картиной.

«Событие», режиссер Одри Диван

Фильм-победитель Венецианского кинофестиваля этого года — автобиографическая драма французской писательницы Анни Эрно, повествующая о запрете на аборты во Франции в период 1960-х годов. Аборты во Франции были запрещены с 1923 по 1975 год. Действие фильма разворачивается в 1963 году, когда главная героиня, французская студентка Анн, внезапно узнает о том, что беременна. Это обстоятельство поставит крест на ее будущем, но девушка не знает, что делать, ведь аборты в стране запрещены.

Помимо главного приза Венеции, фильм также удостоился и других наград фестиваля: премии международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ), премии имени Брайана из Назарета, премии Arca Cinemagiovani Award за лучший фильм по версии молодежного жюри. Для режиссера Одри Диван фильм «Событие» стал второй режиссерской работой.

В этой связи нельзя не вспомнить другой фильм с очень похожей темой — румынский «4 месяца, 3 недели и 2 дня» Кристиана Мунджиу, который в 2007 году стал победителем Каннского кинофестиваля. Но если Мунджиу метафорически сравнивает страдания своей героини со страданиями румынского народа во время правления Чаушеску, то история Диван более буквальна и натуралистична. Единственная параллель, которую можно провести, — только с днем сегодняшним, что режиссер и делает, лишая героев ярких характеристик определенного времени.

«Купе №6», режиссер Юхо Куосманен

Картина, снятая финским режиссером, завоевала Гран-при Каннского фестиваля в этом году. Недавно Европейская киноакадемия, известная как европейский «Оскар», номинировала Юру Борисова, который исполнил главную роль в этом фильме, как «лучшего актера» (бороться в этой категории он будет, например, с Энтони Хопкинсом), а исполнительница главной роли фильма, финская актриса Сейди Хаарла представлена в номинации «лучшая актриса».

Картина, снятая в копродукции (Финляндия, Россия, Эстония, Германия), рассказывает историю случайных попутчиков поезда Москва — Мурманск, простого русского шахтера Лехи и финской студентки Лоры, которая мечтает увидеть петроглифы. «Купе №6» — экранизация по роману финской писательницы Росы Ликсом. За эту книгу она получила главную национальную литературную премию своей страны — «Финляндия».

Это доброе, забавное кино, в котором финский режиссер Юхо Куосманен точно изобразил национальные черты, быт, культуру нашей страны, а также стремление людей разных национальностей понять друг друга и помочь. Это один из самых удачных фильмов «Кинотавра» этого года, хотя и не входящих в конкурс, и абсолютно точно актерская удача Юры Борисова, который в этом году снялся, пожалуй, во всех значимых российских фильмах.

«Сядь за руль моей машины», режиссер Рюсукэ Хамагути

Еще одна экранизация, поставленная по рассказу Харуки Мураками из сборника «Мужчины без женщин», картина «Сядь за руль моей машины» на Каннском фестивале этого года получила сразу три приза: приз за лучший сценарий, приз экуменического жюри и приз Международной федерации кинопрессы FIPRESCI.

По сюжету театральный режиссер Юсукэ, потерявший жену, едет из Токио в Хиросиму, где должен поставить спектакль по чеховскому «Дяде Ване». В дороге у него завязываются дружеские отношения с девушкой Мисаки, которая везет его в Хиросиму.

Это по-чеховски тонкая драма о принятии своих ошибок, о боли и травмирующем прошлом. Это размеренная, неторопливая история, которая погружает зрителя в тонкости взаимоотношений и внутренних миров двух героев. Представитель японской новой «волны», Рюсукэ Хамагути в этом году также получил Гран-при Берлинале за другой свой фильм, «Случайность и догадка», и является одним из самых перспективных режиссеров своей страны.

«Официальный конкурс», режиссеры Мариано Кон и Гастона Дюпра

Испанский комедийный фильм с Антонио Бандерасом и Пенелопой Круз станет фильмом закрытия фестиваля 24 ноября. Этот сатирический фильм о кино — участник кинофестивалей в Венеции и Сан-Себастьяне.

По сценарию, два известных актера ссорятся прямо на съемочной площадке нового фильма, который финансирует миллионер Умберто, имеющий дурную репутацию. Чтобы исправить ситуацию, он нанимает эксцентричную постановщицу, которая сможет примирить двух «звезд». Эта история остроумно высмеивает непомерное эго, нередко встречающееся у людей искусства, а также амбиции, конкуренцию и фальшь — их неизменных спутников на творческой площадке.

Программный директор «Художественного» Стас Тыркин, чьи слова приведены на официальном сайте кинотеатра, подчеркивает, что специально отбирал для фестиваля фильмы о кино: «112-летие «Художественного» мы отмечаем кинофестивалем, в очередной раз провозглашающим нашу установку на высочайшее кинематографическое качество. Диапазон выбранных картин — самый широкий: от первых немых фильмов, когда-то показанных в Художественном электротеатре, до новейших сенсаций, отмеченных призами главных мировых кинофестивалей и ожидающих номинаций на «Оскара». Многие фильмы фестиваля в честь дня рождения «Художественного» — это кино о кино, некоторые посвящены смежным видам искусства (театру, литературе), давно ассимилированным кинематографом. Особое место в программе занимает шедевр Джузеппе Торнаторе «Новый кинотеатр «Парадизо» (1988) — оммаж тем романтическим временам, когда кинотеатры были прибежищем мечтателей и влюбленных. И пусть сегодня на дворе не столь романтические времена, свой кинотеатр «Парадизо» в Москве все-таки существует, и все знают, как он называется».

Полная программа фестиваля доступна на сайте «Художественного» по ссылке.