Итоги ММКФ: «Святой Георгий» уедет в Румынию

Алексей КОЛЕНСКИЙ

30.04.2021



Итоги форума ничуть не обескуражили публику: румынская трагикомедия заслуженно получила главный приз.

На традиционно предварявшем церемонию закрытия брифинге Никита Михалков огласил технические итоги ММКФ: с 22 по 29 апреля 210 фильмов на 447 сеансах посмотрели 32 тысячи зрителей. «Это много! — отметил президент смотра. — В прошлом году было 27 тысяч. Приехало в три раза больше иностранных гостей, и это обнадеживающий показатель — из США, Германии, Франции, Испании и других стран к нам приехал 81 кинематографист. Подъем интереса к фестивалю очевиден. Было аккредитовано 4200 гостей и представителей СМИ, что на 1100 больше, чем на 42-й фестиваль».

Михалков подчеркнул: востребованность фестиваля связана с переносом сроков проведения с июня на конец апреля. Разумеется, она покажет новый рост при снятии ограничений: «Я отвык от спокойного, доброжелательного разговора, но, тем не менее, я вижу, что начинает происходить какое-то взаимопроникновение, взаимопонимание. Может быть, это связано с тем, что мы, к сожалению, окружены большим количеством ограничений во вне, так что внутри хочется быть ближе, быть вместе. Как говорится, жестокая правда без любви есть ложь. Любую правду можно говорить, но если она не несет человеческого отношения и даже сострадания, то это есть ложь. По крайней мере для меня, как для человека, который находится внутри того, что называется русская культура».

Вчера днем раздали неофициальные награды смотра, главной из которых — Приз зрительских симпатий — удостоился трогательный житийный байопик «Человек божий» гречанки Елены Попович. Вечером столь же единодушного приятия удостоились отборщики ММКФ — зал кинотеатра «Пушкинский» рукоплескал Кириллу Разлогову, Андрею Плахову, Стасу Тыркину, Петру Шепотиннику, Асе Колодижнер, Сергею Мирошниченко, Григорию Либергалу, Екатерине Тирдатовой, Ольге Артемьевой и Андрею Щиголеву. В короткий срок им удалось сформировать на удивление разнообразную и щедрую на сюрпризы программу — браво!

Оценил успех коллег и Михалков, для которого фестиваль стал поистине площадкой для дискуссий: «Ты можешь соизмерять свою дорогу с тем, что происходит в мире», — подчеркнул Никита Сергеевич. Ведущий церемонии Алексей Агранович также отметил, что ММКФ стал гидом по современному кинематографу. В самом деле, среди лауреатов не оказалось чем-либо схожих лент.

Лучшая короткометражка — сюрреалистическая юмореска «Коллеги» Янниса Александера Кифера: серебряную статуэтку единогласно присудили за «прочувствованную работу с травмирующими проблемами нашего прошлого с отточенной и выверенной иронией». Речь о паре стариков, усердно тачающих деревянные свастики к сельскому празднику и встречающих нежданных гостей — узников концлагеря.

«Святым Георгием» за лучший документальный фильм отметили «прозвучавшую громче всех, снимавшуюся с риском для жизни» шведскую ленту «Сабайя» иранца Хогира Хирори о томящихся в плену у террористов курдских девушках. Специальный приз жюри «За чуткость и смелое обращение к самым болезненным проблемам современной России» вручили 25-летней ученице документалиста Сергея Мирошниченко: «Амурская Голгофа» Юлии Серьгиной рассказала о крестном пути хабаровского блогера, пытавшегося стать рупором общественного мнения и спасителем родного края.

В Основном конкурсе Приз жюри ФИПРЕССИ получила традиционная и респектабельная экранизация романа Альберто Моравиа «Равнодушные» итальянца Леонардо Гуэрра Сераньоли. Спецприз жюри присудили авангардной фантазийно-сатирической пасторали «Кровопийцы» германского пересмешника Юлиана Радльмайера.

«Серебряного Георгия» за лучшую мужскую роль взял актер Сохейл Гханнадан, пронзительно сыгравший «Сына» в камерной семейной драме иранки Нушины Мераджи. Его персонаж всю жизнь прожил с матерью, а когда она умерла, так и не смог расстаться с ее телом...

«Серебряного Святого Георгия» в женской актерской номинации получила румынская «#засранка» — жюри отметило Андрею Грэмоштяну «За деликатность и то, что выражает больше, чем ролью предназначено...» Приз обещал передать режиссер ленты Андрей Хуцуляк. «Должен сказать, что это была первая роль Андреи в полнометражном кино. До этого она больше снималась на телевидении. К сожалению, существует предубеждение, что актеры, которые снимаются для телевидения, не играют должным образом в кино. Но Андрея своей работой развеяла это предубеждение», — отметил Хуцуляк, ненадолго покинувший сцену…

Приз за лучшую режиссуру был вручен Алексею Федорченко за эстетскую ретро-фреску «Последняя «Милая Болгария». «Мы с командой «очень тщательно занимались киноязыком... С другой стороны, неприятным для меня открытием стало то, что, фильм посвященный меланхолии интеллигенции сороковых годов, стал очень актуальным, многое повторяется. Но депрессия пройдет, а яблоня расцветет», — заверил режиссер.

Андрей Хуцуляк вернулся на подмостки за «Золотым Святым Георгием»: лучшим фильмом стала «#засранка». Приняв заветную статуэтку, автор сознался: «По образованию я театральный актер, не учился в киношколе, занимался самообразованием и несколько лет назад прочитал интервью Никиты Михалкова, где он сказал, что для того, чтобы получить международное признание, фильм в первую очередь должен быть близок своей родине. Этим я и руководствовался».

Так же поступают соотечественники главного московского лауреата, более десятка лет собирающие урожай заслуженных наград крупнейших мировых кинофорумов. Почему? Румыны овладели национальным ноу-хау: культивируя смех сквозь слезы, они делают саркастичное кино о реальных проблемах простых людей. При этом отдают приоритет не стилистическим поискам, а чуткой к повседневности драматургии — подобно виртуозам-стеклодувам формируют художественный объем из атмосферы разнообразных вариантов естественного развития событий, наполняемых радугой мельчайших драматургических перипетий и эмоциональных красок. В этом аспекте «#засранка» — образцовая румынская трагикомедия, демонстрирующая как слово за слово из бытовой склоки вырастает вселенский хайп, тотальный бойкот и религиозная драма отверженности, оборачивающаяся жестоким фарсом.

До обыкновенного румынского чуда мы еще не доросли — российский Фонд кино упорно финансирует дурно сочиненные анекдоты и псевдопатриотичные аттракционы. Однако поиск альтернативных точек роста небессмысленного кинематографа идет полным ходом — и в рамках ММКФ, и в регионах страны. Это заметно прежде всего по возрастающей активности фестивальной бизнес-площадки. За рамками церемонии руководитель Молодежного центра Союза кинематографистов России, продюсер и модератор питчингов Дмитрий Якунин анонсировал «Культуре» переформатирование очных защит дебютных проектов:

— В наших мероприятиях приняли участие более 300 участников, 87 экспертов и представители 29 регионов, а онлайн-трансляции посмотрели более пяти тысяч зрителей. На прошлогоднем фестивале мы поняли, что, оставаясь важным элементом индустрии, питчинги не решают многие проблемы регионального кино. Поэтому мы реализовываем идею Российского молодежного кинофорума, включающего, помимо защит проектов, локейшен-туры, презентации производственных кластеров и тизеров фильмов, круглые столы по развитию местных кинематографий. Такие события будут интереснее не только участникам, но и экспертам, включая международных, а также состоявшимся кинематографистам. Нас поддержали Союз кинематографистов и Фонд президентских грантов, а представительный Московский фестиваль дал новому начинанию серьезный импульс. В этом году намерены охватить нашим кочующим форумом 13 регионов. Надеюсь, эти события интенсифицируют обмен творческим и производственным опытом. Ведь все регионы очень разные. Некоторые, как Якутия, уже имеют развитую индустрию, а в Карачаево-Черкесии все только начинается... На эти цели нам выдано 40 миллионов рублей, половину из которых составит призовой фонд, плюс еще десять миллионов выделят местные власти. Убежден, что наши эксперты и участники получат новый импульс для развития кинобизнеса.

На питчинге Московского фестиваля были разыграны шесть миллионов. Согласно подписанным договорам на эти деньги будут сняты тизеры игровых лент, короткометражки и пилоты сериалов. Особенно отрадна возрастающая активность продюсеров. Сразу две компании сильно заинтересовались мокьюментарным веб-сериалом, пародирующим современное телевидение, «Основано на реальных событиях» Дмитрия Кильюшина. Многих продюсеров вдохновил лауреат категории «Полнометражное игровое кино» — «Председатель земного шара», посвященный Велимиру Хлебникову. Его будет снимать известный германский режиссер, европейский бюджет сформирован.

Найдется ли русский актер, сомасштабный нашему поэтическому гению? Хочется верить. Приз Дирекции фестиваля имени Константина Станиславского «Верю» за покорение вершин актерского мастерства» получил Сергей Никоненко.

— Все проходит тихо, чинно, спокойно, политкорректно — как просит Роспотребнадзор, — завершил праздник кино Никита Михалков, — огромное спасибо команде! Вы представляете, что значит проводить фестиваль в такое время... Хочу поздравить всех получивших призы. Убежден, они присуждены достойным. Отдельно хочу поблагодарить Андрея Хуцуляка за то, что прочитал мое интервью… Приз «Верю» получает человек, с которым меня связывает очень многое — давняя дружба (лет 55), я долго жил у него в коммунальной квартире, мы бесчинствовали так, что Станиславский сказал бы: «Не верю!» Но приз он получает не за это, а за верность актерской школе!

Артисту аплодировали стоя. Растроганный Сергей Петрович признался:

— Очень приятно получить этот приз от живого классика. Могу констатировать с радостью, что я участвовал в становлении великого режиссера России и сыграл в нем главную роль, вернее, две главные роли (в ранних картинах «...А я уезжаю домой» и «Спокойный день в конце войны». — «Культура»). Никиточка, я тебя очень люблю, если будет нужда — обращайся!


Фото: Денис Гришкин / АГН «Москва». На анонсе кадр из фильма «#засранка».