Фильм «Рыцари справедливости» Андерса Томаса Йенсена: мушкетеры против алгоритма

Алексей КОЛЕНСКИЙ

18.02.2021



На экранах «Рыцари справедливости» Андерса Томаса Йенсена — комичная сага, обернувшаяся рождественской сказкой.

«Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя», — отмечал Козьма Прутков в авторском сборнике «Плоды раздумья». Немногие ученые готовы с ним согласиться. Вот и датские аналитики — аккурат в канун Рождества — вообразили, что вычислили алгоритм взаимосвязи всего на свете. Согласно теории Отто (Николай Ли Каас) и Леннарта (Ларс Брюггман), анализ обширной статистической выборки позволит пренебречь случайностями и, например, вывести формулу корреляции косолапости с глухотой. Работодатели не впечатлились чудо-алгоритмом и выставили гиков за дверь, но жизнь подкинула сюжет, позволяющий верифицировать теорию практикой.

Математик Отто чудом уцелел при взрыве в копенгагенском метро и, осмыслив сопутствующие обстоятельства, решил, что стал жертвой теракта, а социолог Леннарт поднял базы данных и подтвердил его гипотезу. Хакер Эмменталер (Николас Бро) установил 99-процентное совпадение внешности подозреваемого террориста с безвыездно проживающим в Африке стоматологом. Снизив порог соответствия на пять процентов, друзья вычислили датского злоумышленника — электрика метрополитена, активиста криминальной байкерской группировки.

У парней не нашлось доказательств для полиции, и они поделились открытием с мужем погибшей в вагоне женщины — боевым офицером Маркусом (Мадс Миккельсен). Агрессивный электрик стал первой жертвой вдовца и любознательных ботанов, дальше — больше… Вот только найти взаимопонимание и сработаться оказалось сложнее, чем мочить злодеев, да и авторская задача была не столь тривиальна: Йенсен снимал не сагу про воздаяние, а притчу о смысле жизни.

Узрев свет истины, датские парни возомнили себя Дон Кихотами и угодили в сюжет вдохновленного Сервантесом и Дюма приключенческого романа: Йенсен с помощью четырех смельчаков испытывает на прочность донкихотовский и мушкетерский архетип. Режиссер лишь окарикатурил типажи — толстяк Эмменталер, всезнайка Леннарт, рефлексирующий Отто и не ведающий сомнений Маркус — очевидные реплики флегматика Портоса, меланхолика Арамиса, сангвиника Атоса и холерика д'Артаньяна. Однако суть не в заимствовании психотипов, а в работе с подтекстом.

Помните? Отправляя д'Артаньяна в Париж, отец вручил ему лошадь, кошелек с монетами и письмо к капитану де Тревилю. Растеряв подарки, юноша едва не простился с жизнью, зато обрел трех друзей-философов: эпикурейца, киника и стоика, заменивших пылкому агностику д'Артаньяну здравый рассудок. В данном свете клятва «Один за всех, и все за одного!» описывает универсум взаимодополняющих личностей: «один» — король, а «все» — делающая его свита. Тут проявляется смысл заголовка романа-фельетона: единица равнозначна тройке — лидер обладает властью лишь в той мере, в какой усваивает мировоззрение сподвижников. В противном случае их место занимает кардинал Ришельё. В «Рыцарях справедливости» роль властолюбца достается чудо-алгоритму, и эта угроза оказывается куда коварнее придворного временщика.

К счастью, гики открывают в себе много нового. Превратив дом Маркуса в партизанский штаб, они принимаются опекать дочку хозяина, не находящую общего языка с отцом. Сиротка Матильда (Андреа Хийк Гадаберг) винит в смерти матери и себя, и родителя, и весь мир, а больше всех — украденный велосипед, из-за пропажи которого они с мамой оказались в роковом вагоне. Увы, ее версии жизненной драмы рассыпаются на миллион осколков, и перед подростком во весь рост встает вопрос о смысле смерти, страданий, факта существования… Но при чем здесь незваные «мушкетеры», какое им дело до немого вопроса: что же такое человек?

Выясняется, что человек «звучит» совсем не столь гордо, как Дон Кихот или д'Артаньян, зато назойливо — как флюс за щекой. Он не вписывается в литературные клише или цифровые алгоритмы, требует внимания, заботы, участия и попросту не существует вне «физического носителя»... Являя детское простодушие, Матильда перекодирует «мушкетеров» на заботу о себе и друг о друге, превращает их «крестовый поход» в паломничество к «аналоговому» самопознанию. Довольно своевременно, ведь в дверь стучится Рождество, сулит чудеса, и тут же за порогом обнаруживается велосипед — совсем как новенький.


«Рыцари справедливости». Дания, 2020
Режиссер Андерс Томас Йенсен
В ролях: Мадс Миккельсен, Николай Ли Каас, Николас Бро, Ларс Брюггман, Роланд Мюллер, Густав Линд
18+
В прокате с 18 февраля