С маслом во рту

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

15.03.2013

16 марта исполняется 60 лет Изабель Юппер — самой интеллектуальной и загадочной актрисе французского кинематографа.


«Она — Страдивари, божественно звучащая в руках маэстро», — утверждает известный артист Бенуа Пульворд. Ее снимали лучшие режиссеры Европы — от Михаэля Ханеке и Жан-Люка Годара до братьев Тавиани и Клода Шаброля. На Старом континенте едва ли найдется актриса, увенчанная таким количеством наград. У Юппер их два десятка. Среди самых значительных — пара призов за лучшую женскую роль в Канне, два Кубка Вольпи и специальный «Лев» Венеции, а также приз имени Станиславского «Верю» на ММКФ.

«Изабель Юппер — замечательная актриса, — говорил мне президент Каннского фестиваля Жиль Жакоб. — Но она не звезда. В Европе звезд вообще больше нет. Теперь их зажигают только в Голливуде».

Изабель росла в фешенебельном парижском предместье Виль д’Авре. Она была пятым ребенком в семье богатого предпринимателя — перебравшегося во Францию венгерского еврея, сколотившего состояние на производстве сейфов. В школе учила русский. Продолжила занятия в парижском Институте восточных языков. Русский, по ее словам, знает не настолько хорошо, чтобы разговаривать, но достаточно для игры в кино. В одном из интервью актриса пустилась в рассуждения о загадочной славянской душе, которую, по мнению Юппер, отличают меланхолия, пылкость, гордость и чувственность.

Вместе с языком пришла любовь к нашей литературе, но русский репертуар актрисы невелик: Наталья Петровна в тургеневской пьесе «Месяц в деревне» и Шатова в «Бесах», снятых Анджеем Вайдой. В начале 90-х она участвовала в экранизации романа Евгения Замятина «Наводнение». Картину поставил живущий во Франции режиссер Игорь Минаев.

Мать троих детей, Изабель назвала своего первого ребенка Лолитой — в честь героини Набокова. Сегодня Лолита Шамма — актриса, к 30 годам снявшаяся в трех десятках картин.

Одну из первых ролей, совсем незаметных, Изабель получила в фильме Бертрана Блие «Вальсирующие» — картине, в одночасье принесшей славу Жерару Депардье. В 80-е годы карьере актрисы помог крупный продюсер Даниэль Тоскан дю Плантье, глава фирмы «Гомон», ставший спутником Юппер.

Судьбоносной оказалась встреча с Клодом Шабролем, у которого Изабель снялась в нескольких лентах. Специально для нее он экранизировал «Госпожу Бовари». Шаброль первым приподнял завесу над латентной сексуальностью Юппер, которая послужила стержнем для ее знаковой роли в знаменитом фильме Михаэля Ханеке «Пианистка».

«Назначение актера — разгадывать иероглифы», — отмечает Изабель. Она полагает, что роль артистов в кино преувеличена, и видит в них лишь послушных гиньолей в руках кукловодов-режиссеров. «У Шаброля чувствовала себя бабочкой, попавшей в его сети, — вспоминает актриса. — Однако это было прекрасное ощущение: ты можешь летать, но не везде, а только там, где дозволено».
Фильмография актрисы насчитывает примерно 120 лент, включая телевизионные. На съемочной площадке Юппер по-прежнему испытывает ощущения, близкие к экстазу. Перед камерой ей кажется, что она мчится на горных лыжах с крутого склона.

Юппер по-прежнему с удовольствием играет в театре, в основном в классических постановках: Шекспир, Мольер, Мюссе, Шиллер, Клодель, Ибсен, Кафка, Хемингуэй... Венцом ее театральной карьеры принято считать роль Медеи в трагедии Еврипида. Известный режиссер Жак Лассаль поставил этот спектакль в 2000 году для Авиньонского фестиваля. Юппер попыталась понять свою героиню и ее чудовищное преступление. Медея не «кровавая фурия», уверяла Изабель, но тоже жертва — убивая детей, она убивает себя.

Актриса и презирает все гламурное, однако сама не лишена нарциссизма. Многие годы она просила делать свои портреты самых известных фотографов во главе с Картье-Брессоном и Хельмутом Ньютоном. Собрав воедино сто снимков, Юппер устроила выставку, которую показала в Париже, Нью-Йорке, Москве и в других столицах.

Изабель и поныне вредит репутация холодной, бесстрастной и расчетливой актрисы. Один британский рецензент вспомнил по ее поводу английскую пословицу: «У нее во рту масло не тает».
Судя по скупым признаниям, Юппер с детства страдает комплексами и в шесть лет впервые побывала на приеме у психоаналитика. Эскулап нашел так называемый синдром деперсонализации, при котором собственные действия воспринимаются как бы со стороны, и человеку кажется, что он не в состоянии собой управлять. По всей видимости, Юппер удалось избавиться от синдрома, чреватого психическими расстройствами. Однако актриса по-прежнему страдает клаустрофобией и старается не пользоваться лифтом. До 13 этажа ходит пешком. Если надо подняться выше, просит, чтобы ее сопровождали...

Большинство женщин-коллег Изабель к 60 годам жалуются, что для них больше нет ролей. Что касается Юппер, то она никогда не снималась так много, как на юбилейном рубеже. Шесть лент с ее участием вышли на экраны в прошлом году и столько же, по всей вероятности, попадут в прокат в нынешнем. Это драмы, триллеры, комедии, боевики. «Мне предлагают столько ролей потому, что я по-прежнему люблю сниматься. И, наверное, старею медленнее, чем другие», — шутит Юппер.