Такой футбол нам не нужен

Алексей КОЛЕНСКИЙ

27.11.2019


«Лев Яшин.
Вратарь моей мечты»

Россия, 2019

Режиссер: Василий Чигинский

В ролях: Александр Фокин, Юлия Хлынина, Алексей Гуськов, Алексей Кравченко, Виталий Хаев, Ян Цапник, Александр Самойленко

6+

В прокате с 28 ноября

В кинотеатрах — футбольная драма «Лев Яшин. Вратарь моей мечты» Василия Чигинского. Более точным заголовком байопика стал бы «Вратарь ее мечты».

«Первостепенная задача была получить одобрение на съемки от вдовы голкипера Валентины Тимофеевны», — признался продюсер Олег Капанец. «Я читала шесть или семь других сценариев, но это была такая «белиберда»! Одного автора даже спросила: «Это вы о себе писали?» Лев не считал себя звездой, тогда и понятия-то такого не было. Но вот я прочитала этот сценарий, пересмотрела старые кадры и подумала: если не звезда, то около того...» — отметила Яшина. В итоге затянувшийся на пять лет проект стал доказательством трогательного взаимопонимания вдовы и создателей.

Сценарий Владимира Валуцкого напоминает бег с едва просматривающимися препятствиями. История становления главной звезды советского футбола — единственного голкипера в мире, получившего высшую награду «Золотой мяч» как лучший футболист Европы, — осталась нераскрыта. Итог — светлый размытый образ, рожденный участвовавшей в кастинге Валентиной Тимофеевной. Сыграть легенду доверили выпускнику театрального училища Александру Фокину, емко сформулировавшему личное отношение к прообразу — «улыбка, надежность, гордость» — и попытавшемуся изобразить это на малоподвижном, не схожем с оригиналом лице. Внешне напоминающий Ивана Мозжухина артист сконцентрировался на игре, научился красиво падать и бережно обнимать в полете мяч. Едва переступив семейный порог, «Черная пантера» превращается в домашнего котика, ничем не напоминающего обогнавшего эпоху футболиста, играющего вратаря, душу команды и любой компании.

«В выборе актрисы на роль самой себя Валентина Тимофеевна была менее категорична. Она сказала, что пусть будет курносенькая, а вся ответственность на мне», — умилялся Олег Капанец, предложивший роль спутницы жизни вратаря Юлии Хлыниной. Любовная линия намечена акварельным пунктиром, этапы карьеры и спортивные поединки — плакатной гуашью. Полнокровной игры в картине нет — от легендарных матчей остались лишь эффектные передачи да проходы к воротам. Чемпионат Европы 1964-го, британский чемпионат мира 1966-го — самый успешный в нашей истории — остались за кадром.

Еще больше не повезло тренерам и партнерам по команде. Открывший Яшина и приведший его в футбол, интеллигентнейший хоккейный тренер Аркадий Чернышев в эпизодическом исполнении Евгения Дятлова выглядит валенком. Динамовский «Хитрый Михей» Михаил Якушин (Алексей Гуськов) — тугодумом-физруком. Безликим, угрюмым типом выступает его преемник Александр Пономарев (Виталий Хаев). Тренер футбольной сборной Гавриил Качалин (Михаил Елисеев) и неистовый «Бес» Константин Бесков (Александр Бухаров) напоминают моделей из глянцевого журнала. Единственную достоверную роль в карнавале масок сыграл Алексей Кравченко, перевоплотившийся в голкипера Алексея Хомича. Но и его эмоциональная работа погоды не делает.

Луч света — скрупулезно воссозданная художником Сергеем Воробьевым фактура эпохи: от бытовых приборов и спортивных костюмов до обоев, трамваев, целых стадионов. Однако этот изобразительный перфекционизм превращает зрелище в подобие ночного кошмара. Тщательно проработанная предметная среда и отсутствие полнокровных персонажей, вместо которых здесь мельтешат нелепые маски, заставляет зрителя чувствовать себя неуютно.

Инфернального перца добавляет звукорежиссура: два часа публику не оставляет ощущение, что авторы перепутали аудиодорожки. Внимание аудитории концентрируется на навязчивом и избыточном фоновом шуме, в котором тонут пресные диалоги.