Хич и дичь

Андрей ЩИГОЛЕВ

23.02.2013

В российский прокат вышел «Хичкок» — картина про то, как самый знаменитый режиссер в истории кино снимал свой самый знаменитый фильм.

К шестидесяти годам Хичкок подошел в статусе живого классика. Его картины приносят студиям баснословные прибыли, продюсеры носят режиссера на руках, а его самого беспокоит только одно — работа перестала приносить удовлетворение. Отпраздновав успех «К северу через северо-запад», Хич решает тряхнуть стариной и сделать то, чего от него не ожидают — экранизировать «мусорный» одноразовый ужастик про маньяка-убийцу, переодевающегося в костюм своей мамы.

Но боссы «Парамаунта» вежливо посылают Хичкока снимать «Казино «Рояль», мягко намекая: седьмой десяток — не время для экспериментов. Хич встает на дыбы, закладывает дом и решает снимать на свои. Вокруг только пожимают плечами, поговаривая что маэстро на старости лет впал в маразм. Дома проблемы: в трудную для Хичкока минуту жена и постоянный соавтор Алма Ревиль «изменяет» ему со сценаристом Уитфилдом Куком. Тот надеется с ее помощью заинтересовать своей работой самого маэстро. Хичкоку мерещится серийный убийца, про которого он прочел в хронике происшествий, жена, изменяющая с бездарным сценаристом, и толпы ослепительных блондинок — реальность и фантазии вдруг смешались в коктейль, известный под именем «Психо».

Книга Стивена Ребелло «Альфред Хичкок и создание «Психо» открывала перед режиссером Саша Джерваси грандиозные перспективы. Тут бы развернуться во всю синефильскую фантазию, блеснуть стилем и расписаться в любви к мастеру его же почерком.

Но — не случилось. Джерваси, робко ступая, побрел по магистральной тропинке статьи из глянцевого журнала, аккуратно перенеся на экран все существующие биографические клише, и превратил Хичкока в живописного толстяка, с серьезной миной отпускающего английские шуточки.

Живенький, познавательный, но до обидного плоский и банальный фильм Джерваси по своим художественным достоинствам недалеко ушел от той биографической статьи. Даже сэр Энтони Хопкинс в отсутствие более интересного занятия живописно закатывает глаза, оттопыривает нижнюю губу и покорно поворачивается в профиль, рекламируя превосходную работу гримера.