На страже — Родины

Дарья ЕФРЕМОВА

25.09.2019


«Герой»
Россия, 2019

Режиссер: Карен Оганесян

В ролях: Владимир Машков, Александр Петров, Светлана Ходченкова, Константин Лавроненко, Марина Петренко

12+

В прокате с 26 сентября

В кинотеатрах — захватывающий комедийный шпионский боевик о фанатичной преданности делу, политических играх, предательстве и сложных отношениях брутального отца и «недотепы»-сына. За перестрелками и погонями скрывается важная человеческая история, рассказывающая о том, что любовь к семье, чувство товарищества куда существеннее амбиций.

Лондон. Наши дни. Под треск телекамер и взбудораженный гомон журналистов рейтинговых западных СМИ слушается дело рассекреченного русского агента, члена разветвленной шпионской сети «Юность», созданной 15 лет назад героем Анголы и Афганистана, легендарным полковником Родиным (Владимир Машков). Это был экспериментальный проект Службы внешней разведки, ныне закрытый. Способных подростков-сирот вербовали по всей стране и под видом студенческого обмена забрасывали за границу. Попахивает международным скандалом, лощеные эксперты Евросоюза в очередной раз грозят России политической изоляцией. Вдруг в «конвойку» летит дымовая шашка, в зале паника, в клубах дыма мелькает очертание красной дамской туфельки на острой шпильке.

Берлин, небольшой частный магазинчик. Простой парнишка по имени Андрей (Александр Петров) привычно развлекает клиента вежливой болтовней. Раздается звонок: «Тебя хотят убить». Юноша, а он оказывается сыном полковника Родина, узнает голос отца, которого на протяжении 15 лет считал погибшим. Пока молодой человек пытается переварить известие, немецкий дедушка-покупатель достает двустволку. Родин-младший понимает, что он теперь на радарах разведок всего мира, и выходит на контакт с Машей Рахмановой (Светлана Ходченкова). Работающая портье в люксовом отеле, эта Мата Хари — единственный встреченный Андреем за все годы «однокашник». Когда-то они вместе проходили обучение в «Юности». Только харизматичная, спортивная Маша была отличницей, а вот Андрея отец до дела так и не допустил — бегал хуже всех, стрелял не особо метко, да и вообще «рос девчонкой». На ребят начинается настоящая охота: иностранные разведки, криминальные службы европейских олигархов, приказ взять живыми поступил и от СВР...

Охотница и простак нелегально пересекают границу между Германией и Польшей по воде, с моста их пытаются обстрелять снайперы, но тех «снимает» вражеский геликоптер. Со сказочным везением иванушек-дурачков они добираются до Калининграда. Их ждут романтические вечера у костра, внезапно вспыхнувшее чувство, встреча с «воскресшим» полковником, предательство. Роковая фемина, отчасти женщина-ребенок, отчасти роскошная современная стерва — здесь инструмент: и фабульный каркас, и краска. Главное в сюжете — отношения сына с отцом, строящиеся по принципу своеобразного романа-воспитания. Авторитетный, брутальный, довольно нарциссичный, беззаветно преданный службе Родин-старший, поддразнивая сына и обесценивая его достижения, все-таки делает из отпрыска настоящего героя, способного перевернуть мир из чувства товарищества и преданности Отечеству. Но при этом и сам постепенно меняется, становится мягче.

Напряженный экшн изобилует сценами рукопашных боев с отлично поставленной хореографией, погонь на гидроциклах и автомобилях. К графике старались прибегать по минимуму — живые трюки, по мнению режиссера, позволяют увидеть «настоящий адреналин» этой смешной и человечной шпионской истории. Ирония и самоирония очевидны: достаточно обратить внимание на диалоги героев Петрова и Ходченковой — эти «мистер и миссис Смит» беседуют короткими, рваными, намеренно упрощенными фразами, построенными в основном на сленге и сетевых мемах. Серьезное — детская травма, суровая и в то же время очень деликатная отцовская любовь, нравственные метания, раскаяние за содеянное — здесь в подтексте, на уровне мимики, взглядов, вскользь брошенных фраз.

— Мы старались сделать наших персонажей живыми, — говорит исполнитель главной роли Александр Петров, — историй про шпионов множество, зачем повторяться. С детства мальчики фантазируют, что они какие-то секретные агенты: прячутся в шалашах, бегают по каким-то стройкам, играют в войнушку. И когда ты понимаешь, что оказался в этих фантазиях, но в масштабе большого кино, — это суперудовольствие.