Птицы высокого полета

Андрей ЩИГОЛЕВ

24.01.2013

25 января в Первом павильоне «Мосфильма» состоялась одиннадцатая церемония вручения наград Национальной академии кинематографических искусств и наук России «Золотой орел».

История премии началась ровно десять лет назад. Награду за лучший дебют тогда получил «Спартак и Калашников» Андрея Прошкина. «Орда», его новая режиссерская работа, обновила рекорд Академии по числу номинаций и вполне может стать абсолютным чемпионом по количеству завоеванного «золота».

Впрочем, в 2004 году предыдущий рекордсмен, фильм «Свои» Дмитрия Месхиева, претендовал сразу на одиннадцать наград, но в результате получил лишь три статуэтки, уступив звание лучшего фильма года картине «72 метра». В 2003-м «Бедный, бедный Павел» проиграл «Возвращению», а пять лет спустя подобный конфуз ожидал «Адмирала» — фаворита «Золотого орла» обошло «Дикое поле». На сегодняшний день по количеству «Золотых орлов» первое место пока принадлежит «Острову» — в копилке ленты Павла Лунгина шесть наград. Всего на одну меньше — у «12» Никиты Михалкова.

Если говорить о рекордсменах Академии, то вне конкуренции — Константин Эрнст.

Номинация «Высоцкого» стала для Эрнста уже 18-й. Церемония приходится аккурат на юбилей Владимира Семеновича, так что у генерального директора «Первого канала» есть все шансы пополнить свою коллекцию. Если картина Петра Буслова победит, Эрнст станет восьмикратным обладателем наград Академии. У Анатолия Максимова — 16 номинаций и четыре «Золотых орла».

Если кто-то и сможет в ближайшее время потеснить дуэт с первых строчек, то это триумвират экс-продюсеров «Централ Партнершип» — Рубен Дишдишян, Арам Мовсесян и Сергей Даниелян. Cериал «Охотники за бриллиантами» для него уже двенадцатая номинация на награды Академии (13-я — если считать «Дом»). У его верных соратников — по десять. Причем все они — за телесериалы.

В 2008 году «Централ Партнершип» установила своеобразный рекорд «Золотого орла»: сразу три телефильма компании претендовали на звание «Лучшего сериала». А еще один, «Танкер «Танго», боролся за награду в категории «Мини-сериал/телефильм». Среди «Капкана», «Апостола» и «Ликвидации», академики предсказуемо выбрали последнюю. Кстати, «Ликвидации» (а также «Ленинграду») принадлежит рекорд по количеству номинаций для телекартин — шесть. А по количеству наград фильм Сергея Урсуляка делит первое место еще с одним телехитом ЦПШ — «Доктором Живаго» Александра Прошкина. У обоих по четыре «Золотых орла».

С «Ликвидацией» связано и еще одно примечательное достижение. В 2008 году Ксения Раппопорт претендовала на награды во всех трех актерских категориях, получив в результате две статуэтки. Еще одного «Золотого орла» ей принесла роль в картине «Два дня». Номинация за «Белую гвардию» для актрисы уже пятая по счету — больше только у Чулпан Хаматовой и Анны Михалковой. Однако по количеству наград Академии Раппопорт среди актрис равных нет.

«Дело гастронома №1» — это уже шестая попытка Сергея Маковецкого добыть индивидуальное «золото». Пока в его активе лишь «коллективная» статуэтка за роль в фильме «12». Абсолютный же рекорд среди актеров принадлежит Сергею Гармашу: трехкратный обладатель высшей кинематографической награды России претендует на «золото» уже в седьмой раз. Пять номинаций и три статуэтки у покинувшего нас в прошлом году Богдана Ступки.

Самым универсальным из всех обладателей наград Академии является Никита Михалков. Картина «12» стала лучшим фильмом 2007 года, а сам он был отмечен и как режиссер, и как актер. Еще один «Орел» — за роль в «Статском советнике». Наград могло быть больше, если бы Михалков выдвинул на соискание премий «Утомленных солнцем 2».

Внушительная коллекция у Федора Бондарчука. В его послужном списке — «Орлы» за лучший фильм и режиссуру («9 рота»), а также актерский приз за «Два дня». К этой компании может присоединиться Карен Шахназаров, в том случае, если его картина победит в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший сценарий». «Белый тигр» — четвертая попытка получить «золото» в главной категории (если считать «Звезду», где Шахназаров значится продюсером) — пока у генерального директора «Мосфильма» два «Орла» за режиссуру. Столько же — у Алексея Учителя.

Лишь дважды приз за «Лучший игровой фильм» получал один и тот же режиссер — в 2004-м и 2012-м этой чести был удостоен Андрей Звягинцев за «Возвращение» и «Елену» соответственно. Рекордные шесть номинаций и пока две награды у документалиста Сергея Мирошниченко. Столько же — у художественного руководителя студии «Пилот» Александра Татарского. Дважды лучшими сериалами были названы картины Андрея Малюкова («Спецназ», «Побег»), Владимира Бортко («Честь имею!», «Идиот»), Сергея Урсуляка («Ликвидация», «Исаев»), Глеба Панфилова («В круге первом», «Без вины виноватые») и Владимира Хотиненко («Гибель империи», «Достоевский»). Если добавить в послужной список последнего победу ленты «72 метра», то Хотиненко можно считать главным любимцем Академии — три основные награды из трех возможных. А главным «неудачником» является оператор Юрий Клименко: в его активе пять номинаций (больше, чем у кого бы то ни было из коллег) и ни одной победы.

Благодаря сразу двум номинациям — за «Белого тигра» и «Шпиона», Юрий Потеенко догнал Алексея Рыбникова и вплотную приблизился к Эдуарду Артемьеву, который пять раз претендовал на награды Академии и трижды удостаивался «Золотого орла». У Потеенко «Орел» лишь один — за музыку к «Обитаемому острову».

В случае победы «Высоцкого», Пол Хет и Михаэль Шлихт станут первыми иностранными продюсерами, получившими «Золотого орла» за лучший фильм. Дважды высшей награды удостаивались звукорежиссеры — Штефан Конкен («Монгол») и Энди Д’Аддарио («Ночной дозор»), русское «золото» есть в активе актрисы Аньорки Штрехель («Край»), художника по костюмам Лора Корина («Монгол») и композитора Эннио Морриконе («72 метра»). По одной номинации — у Миры Сорвино («Ленинград») и Филипа Гласса («Елена»). Лидером в неофициальном зачете среди иностранцев является режиссер монтажа Энцо Меникони, который дважды получал высшие кинематографические награды России — за картины «Турецкий гамбит» и «12».

Номинанты на премию Национальной академии кинематографических искусств и наук России «Золотой орел»

ЛУЧШИЙ ИГРОВОЙ ФИЛЬМ

«Белый тигр»

Производство: «Киноконцерн «Мосфильм», Киностудия «Курьер», при поддержке Министерства культуры Российской Федерации

Режиссер Карен Шахназаров

Продюсеры: Карен Шахназаров, Галина Шадур

«Высоцкий. Спасибо, что живой»

Производство: «Первый канал», Monumental Pictures, «Дирекция кино», при поддержке Фонда кино

Режиссер Петр Буслов

Продюсеры: Константин Эрнст, Анатолий Максимов, Никита Высоцкий, Михаэль Шлихт, Николай Попов, Пол Хет

«Духless»

Производство: «Кинослово», Art Pictures, при поддержке Министерства культуры РФ и Фонда кино

Режиссер Роман Прыгунов

Продюсеры: Петр Ануров, Федор Бондарчук, Дмитрий Рудовский

«Орда»

Производство: Киностудия «Православная энциклопедия», при поддержке Фонда кино, Министерства культуры РФ, Департамента средств массовой коммуникации и рекламы города Москвы, ОАО «Газпром»

Режиссер Андрей Прошкин

Продюсеры: Наталия Гостюшина, Сергей Кравец

«Шпион»

Производство: «Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова», ВГТРК, при поддержке Министерства культуры РФ и Фонда кино

Режиссер Алексей Андрианов

Продюсеры: Сергей Шумаков, Леонид Верещагин

ЛУЧШИЙ ТЕЛЕФИЛЬМ ИЛИ МИНИ-СЕРИАЛ (ДО 10 СЕРИЙ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО)

«Белая гвардия»

Производство: «Твин Медиа», «Нон-стоп продакшн»

Продюсеры: Сергей Мелькумов, Антон Златопольский, Александр Роднянский

Режиссер Сергей Снежкин

«Дело гастронома №1»

Производство: Star Media

Продюсеры: Виталий Бордачев, Влад Ряшин

Режиссер Сергей Ашкенази

«Охотники за бриллиантами»

Производство: «Студия РИМ» по заказу кинокомпании «Централ Партнершип»

Продюсеры: Рубен Дишдишян, Арам Мовсесян, Сергей Даниелян, Денис Фролов

Режиссер Александр Котт

ЛУЧШИЙ ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ СЕРИАЛ (БОЛЕЕ 10 СЕРИЙ)

«Жуков»

Производство: Кинокомпания «Пиманов и партнеры», при участии Федеральной службы охраны РФ

Продюсер Алексей Пиманов

Режиссер Алексей Мурадов

«Раскол»

Производство: Кинокомпания «Аврора», при участии кинокомпании «Эталон-фильм»

Продюсеры: Владимир Досталь, Дарья Досталь

Режиссер Николай Досталь

«Фурцева»

Производство: Группа компаний GP

Продюсеры: Галина Семенцева, Лев Карахан, Валентина Михалева

Режиссер Сергей Попов

ЛУЧШИЙ НЕИГРОВОЙ ФИЛЬМ

«Антон тут рядом»

Производство: «Мастерская «Сеанс», «Кинокомпания СТВ»

Режиссер Любовь Аркус

«Зима, уходи!»

Производство: Студия Марины Разбежкиной

Над фильмом работали:
Алексей Жиряков, Денис Клеблеев, Дмитрий Кубасов, Аскольд Куров, Анна Моисеенко, Надежда Леонтьева, Мадина Мустафина, Зося Родкевич, Антон Серегин, Елена Хорева, Юрий Геддерт

«Да здравствуют антиподы!»

Производство: Ma.Ja.De. Filmproduktion, Gema Films, Lemming Film

Режиссер Виктор Косаковский

ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ

«И.С. Бах»

Производство: «Студия М.И.Р.», киностудия «Беларусьфильм»

Продюсер Ирина Марголина

Режиссер Елена Петкевич

«Заснеженный всадник»

Производство: «Аквариус фильм»

Продюсер Вадим Пегасов

Режиссер Алексей Туркус

«Вне игры»

Производство: Фонд социально-культурных программ «Губерния», при поддержке Минкультуры РФ

Продюсер Александр Герасимов

Режиссер Иван Максимов

ЛУЧШАЯ РЕЖИССЕРСКАЯ РАБОТА

Роман Прыгунов («Духless»)

Андрей Прошкин («Орда»)

Карен Шахназаров («Белый тигр»)

ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ

Юрий Арабов («Орда»)

Карен Шахназаров, Александр Бородянский («Белый тигр»)

Никита Высоцкий («Высоцкий. Спасибо, что живой»)

ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ В КИНО

Рената Литвинова («Последняя сказка Риты»)

Роза Хайруллина («Орда»)

Анна Михалкова («Любовь с акцентом»)

ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ

Ирина Розанова («Фурцева»)

Ксения Раппопорт («Белая гвардия»)

Елена Яковлева («Жуков»)

ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ В КИНО

Федор Бондарчук («Шпион»)

Данила Козловский («Духless»)

Максим Суханов («Орда»)

ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ

Александр Балуев («Жуков»)

Сергей Гармаш («Белая гвардия»)

Сергей Маковецкий («Дело гастронома №1»)

ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА

Татьяна Друбич («Последняя сказка Риты»)

Надежда Михалкова («Любовь с акцентом»)

Виктория Толстоганова («Шпион»)

ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА

Дмитрий Астрахан («Высоцкий. Спасибо, что живой»)

Андрей Панин («Орда»)

Андрей Смоляков («Высоцкий. Спасибо, что живой»)

ЛУЧШАЯ ОПЕРАТОРСКАЯ РАБОТА

Денис Аларкон («Шпион»)

Федор Лясс («Духless»)

Юрий Райский («Орда»)

ЛУЧШАЯ РАБОТА ХУДОЖНИКА-ПОСТАНОВЩИКА

Виктор Петров («Шпион»)

Сергей Февралев («Орда»)

Сергей Февралев, Ирина Очина («Белый тигр»)

ЛУЧШАЯ РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМАМ

Дмитрий Андреев, Владимир Никифоров («Белый тигр»)

Наталья Иванова («Орда»)

Екатерина Сычева («Последняя сказка Риты»)

ЛУЧШАЯ МУЗЫКА К ФИЛЬМУ

Алексей Айги («Орда»)

Юрий Потеенко, Константин Шевелев («Белый тигр»)

Юрий Потеенко («Шпион»)

ЛУЧШИЙ МОНТАЖ ФИЛЬМА

Николай Булыгин («Духless»)

Ирина Кожемякина («Белый тигр»)

Наталья Кучеренко («Орда»)

ЛУЧШАЯ РАБОТА ЗВУКОРЕЖИССЕРА

Александр Копейкин («Шпион»)

Максим Беловолов («Орда»)

Гульсара Мукатаева («Белый тигр»)

ЛУЧШИЙ ЗАРУБЕЖНЫЙ ФИЛЬМ В РОССИЙСКОМ ПРОКАТЕ

«Артист» (The Artist)

Режиссер Мишель Хазанавичус

Прокат в России: Вольга

«Темный рыцарь: Возрождение легенды» (The Dark Knight Rises)

Режиссер Кристофер Нолан

Прокат в России: Каро Премьер

«Шпион, выйди вон!» (Tinker, Tailor, Soldier, Spy)

Режиссер Томас Альфредсон

Прокат в России: Top Film Distribution

Карен ШАХНАЗАРОВ

«Лучший фильм»,
«Лучшая режиссерская работа», «Лучший сценарий» («Белый тигр»)

— Отнюдь не ради призов и наград столько лет занимаюсь кино, но если они есть — приятно. Само участие в кинофорумах и фестивалях всегда почетно и приятно. Что касается «Золотого орла», то, на мой взгляд, это самая значимая и самая серьезная премия в нашей стране. По итогам тайного голосования ее вручают профессионалы — члены Академии, поэтому можно быть уверенным в объективности и честности. Я не раз номинировался в различных категориях. Моя военная драма «Белый тигр» будет претендовать сразу на восемь статуэток. Если честно, волнуюсь. Но жду праздника.


Николай ДОСТАЛЬ

«Лучший телесериал» («Раскол»)

— «Золотой орел» прилетал ко мне после сериала «Завещание Ленина» в 2007 году. В этот раз номинируется «Раскол», который с успехом прошел на канале «Культура». Я доволен, что ленту показывали именно там — без рекламы, с уважением относясь к создателям и авторскому формату. Понравилась и реакция зрителей, хотя отзывы были разные. Но, знаете, если картину ругают, она от этого хуже не становится, а если хвалят или награждают призами — лучше уже не будет. Хотя любое поощрение, особенно для творческого человека, все равно важно — оно греет самолюбие. Это такая человеческая слабость, что ли. Поэтому буду рад снова поймать «орла».


Рената ЛИТВИНОВА

«Лучшая женская роль в кино» («Последняя сказка Риты»)

— Вообще чудо, что наша камерная и снятая на свои личные сбережения картина «Последняя сказка Риты» добралась до кинотеатров, а теперь оказалась в списке номинантов на «Золотого орла». Ведь фильм артовый, малобюджетный. Внимание и оценка академиков, конечно, очень ценны для всех участников нашего проекта. Это некое признание независимых, тех, кто вроде и не существует в официальной системе. Я так это расцениваю. За это спасибо. Нам и мне, в частности, скорее всего, ничего не дадут, но сам факт выдвижения на столь престижную кинопремию — это прорыв.


Андрей ПРОШКИН

«Лучший фильм»,
«Лучшая режиссерская работа» («Орда»)

При работе над «Ордой» за основу мы взяли историю поездки святителя Алексия, митрополита Киевского, в столицу Золотой Орды Сарай с намерением излечить жену хана Тайдулу от слепоты. Картину делали о том, что Бог есть, про ощущение Его конкретным человеком. Наверное, эта тема оказалась сегодня актуальной, поскольку картина была продана в несколько стран, приглашена на престижные фестивали и уже получила немало наград. И ее попадание в число номинантов престижного «Золотого орла» для меня почетно и важно. Это значит, что мы умеем снимать качественное кино на мировом уровне.


Расспрашивал Феликс ГРОЗДАНОВ