Справедливости ради

Денис СУТЫКА

30.05.2019

В Москве завершены съемки полнометражного художественного фильма «Доктор Лиза». Картина рассказывает об одном дне из жизни главы фонда «Справедливая помощь» Елизаветы Глинки, трагически погибшей в авиакатастрофе в 2016 году. В разгар работы над лентой на площадке побывал корреспондент «Культуры».

Недалеко от Павелецкого вокзала, прямо за храмом Флора и Лавра, на площади среди складов настоящее столпотворение. Десятки людей — молодых и старых, женщин и мужчин, инвалидов в колясках и на костылях выстроились в очередь к машине скорой помощи. Грязные лица, засаленные волосы, куртки в заплатах, синяки и ссадины. Складывается впечатление, что попадаешь в ночлежку для бездомных. Правда, присмотревшись, замечаешь в толпе страждущих молодую актрису Театра имени Пушкина Таисию Вилкову. В углу одиноко стоит Глеб Глинка, а в машине скорой помощи пациентов принимают народная артистка России Чулпан Хаматова и худрук Театра имени Пушкина Евгений Писарев. Идея снять фильм о Елизавете Глинке принадлежит продюсеру Александру Бондареву.

— Когда Елизавета Петровна погибла, я опубликовал в Facebook несколько постов-воспоминаний о наших встречах, — поделился Александр Бондарев. — Неожиданно мне позвонили и предложили сделать кино. В первую очередь мы договорились с Глебом Глебовичем, мужем Елизаветы Петровны, ее семьей, с которой у нас очень хорошие отношения, они мне доверяют. Долго искали авторов.

Сценарий многократно переписывался. От первоначального варианта сохранилась лишь основная канва — показать один день из жизни Елизаветы Глинки и попытаться уместить в эти 24 часа ее судьбу, характер, образ жизни. Режиссером выступила Оксана Карас, знакомая зрителям по фильму «Хороший мальчик». В картине звездный состав актеров — помимо Чулпан Хаматовой, сыгравшей Елизавету Глинку, в кадре появятся Константин Хабенский, Андрей Бурковский, Тимофей Трибунцев, Сергей Сосновский, Алексей Вертков и другие. В прокат картина выйдет в 2020 году, но прежде ее ожидает фестивальная жизнь.


Глеб Глинка: «Она видела в каждом человеке образ и подобие Божие»

культура: Обычно, когда кинематографисты приступают к съемкам байопика, близкие люди выступают против. Как продюсерам удалось уговорить Вас пойти на столь рискованный шаг?
Глинка: Во-первых, Александр Бондарев не просто продюсер, а старый друг нашей семьи. Он много помогал Елизавете, часто бывал у нас в гостях. У меня были основания доверять ему. Хотя это и художественный фильм, во главе угла стоял не вопрос денег, а долг сердца. В самом начале, когда только появилась идея снять фильм, были разные предложения, в том числе привлечь меня к разработке сценария. Но окончательный вариант продюсер создал вместе с профессиональными сценаристами. Сохранилась лишь изначальная идея: показать один день из жизни Лизы Глинки.

культура: Вы, как я понимаю, неоднократно бывали с женой на Павелецком вокзале и помогали людям без определенного места жительства?
Глинка: Да, иногда, но чаще с ней ездил наш сын. У меня всегда была своя работа. Думаю, Елизавета сознательно защищала меня от всего этого.

культура: Перед встречей с Вами мы с коллегой поспорили о том, помогает ли благотворительность людям вернуться к нормальной жизни, или, наоборот, еще больше расхолаживает. Вы с Елизаветой Петровной обсуждали такие темы?
Глинка: Елизавета не пыталась глобально решить проблему бездомных. Она работала с конкретными людьми. Почти каждого знала по имени, кормила, лечила, пыталась устроить. Это подтвердит любой, кто хорошо знал Елизавету.

культура: Удалось кого-то вернуть с Павелецкого вокзала к нормальной жизни?
Глинка: Это не было ее целью. Она принимала людей такими, какие они есть. Главным для нее оставалось желание самого человека. Тем, кто хотел вернуться домой, она покупала билет, помогала с документами. Тем, кто предпочитал жить на улице, просто помогала выжить. Она не пыталась никого переубедить. В русском языке есть хорошее слово — «милосердие». Думаю, оно более точно определяет то, чем занималась Елизавета. Она видела в каждом человеке образ и подобие Божие. Она была верующим человеком.

культура: Каждый художественный фильм несет в себе некоторое высказывание. Что было главным для Вас?
Глинка: Фильм — это попытка передать то, что двигало Елизаветой.


Чулпан Хаматова: «Благотворительность — страстное, азартное дело»

культура: Когда фильм выйдет в прокат, наверняка найдутся те, кто скажет: «Не так! Не похожа! Не правда! Не было такого!» Готовы к этому?
Хаматова: Я знала, на что иду, но, признаюсь честно, мне было непросто согласиться сыграть Лизу Глинку. Многие меня отговаривали, да и сама я понимала, что это огромная ответственность. Слишком свежа история ее гибели. Но, с другой стороны, она была таким живым, искренним, интересным человеком, что мне показалось возможным попытаться передать ее личность и показать, что помогать людям — здорово. В такие минуты становишься счастливым.

Мы очень многое изменили в первоначальном сценарии. Первый вариант меня не устроил, и, если честно, я даже отказалась сниматься, понимала: не хочу привносить еще больше мифов и в без того мифологизированную историю. И тут надо отдать должное режиссеру и сценаристу, которые полностью перелопатили историю и сделали версию, по который мы работали. Она мне очень понравилась.

культура: То есть, иными словами, фильм будет про то, что, совершая хорошие поступки, человек приходит к личному счастью?
Хаматова: Нам хотелось показать настоящую сущность благотворительности: это страстное, азартное, кайфовое дело. Люди, которые помогают другим, очень счастливые. Но при этом они остаются людьми, и ничто земное им не чуждо. Меня, например, очень бесит мой образ: такой вылизанный, вычищенный, идеализированный. Все это совершенно не соответствует реальности. Я уверена, что люди, занимающиеся благотворительностью, нормальные, живые, объемные — со своими достоинствами и недостатками.

культура: Есть ли общие черты или особенности внутреннего мироустройства людей, занимающихся благотворительностью?
Хаматова: Они счастливы, когда помогают другим. Мы, например, в фонде «Подари жизнь» стараемся делать так, чтобы люди знали, на что мы тратим средства, и чувствовали свою сопричастность. Кто-то это чувствует, жертвуя миллионы, кто-то испытывает те же эмоции, отдавая последнюю копейку. Это сложная тема. Фонд «Подари жизни» существует в основном за счет маленьких пожертвований, хотя, конечно, бывает, поступают крупные суммы от состоятельных людей, но в основном на конкретные программы, оборудование и так далее.

культура: Как думаете, помогает ли такая единоразовая поддержка бездомным, или, наоборот, расхолаживает?
Хаматова: Вы знаете, Елизавета Глинка в каком-то интервью сказала чудесную фразу: «Это свобода». Каждый выбирает сам. Она понимала, что из десяти человек, которым помогала, трех расхолаживала, а семерым дала возможность выбраться из трудной ситуации. Но она не считала себя вправе судить. Лиза осознавала, что многих бездомных нереально вернуть к той жизни, которую ведем мы. Она называла это социальным паллиативом. То есть медицинский паллиатив — это когда человека нельзя вылечить, но можно скрасить его последние дни. Она также относилась к бездомным. Некоторые обвиняли ее в том, что помощь не системная, что она ничего не меняет. Однако критиковать может каждый, а реально делать — единицы. Берите и помогайте системно. Это ваш выбор, ваша свобода. У нее был иной путь, и я его уважаю.

Елизавета называла бездомных пациентами, для нее это были больные люди, которые не могут выкарабкаться сами. Она их не только кормила, но и возвращала домой, трудоустраивала. Оказывала по возможности ту самую системную помощь. При этом она прекрасно знала, что если сегодня не приедет на вокзал, не перевяжет им раны, то человек может погибнуть. Она не могла пройти мимо такого.

культура: Вы помните тот день, когда сообщили о крушении самолета?
Хаматова: Когда услышала эту новость, надеялась только на одно: они не успели ничего понять, все произошло быстро. Представить себе состояние людей в падающем самолете, их осознание того, что скоро все закончится, очень тяжело. Я с этим сталкивалась и в фонде «Подари жизнь». Что там? Куда они уходят? Не знаю. Но сейчас чувствую поддержку доктора Лизы. Может, я все это надумала, но тем не менее я так чувствую. И хочу верить, что так оно и есть.


Справка «Культуры»

Елизавета Глинка родилась в Москве 20 февраля 1962 года. Окончила 2-й Московский государственный медицинский институт по специальности «детский реаниматолог-анестезиолог», позже получила второе образование — «паллиативная медицина». В 90-е эмигрировала в США вместе с мужем Глебом Глинкой. Участвовала в работе Первого Московского хосписа. В 2007-м основала в Москве Международную общественную организацию «Справедливая помощь», оказывающую материальную поддержку и врачебный уход умирающим онкологическим больным, юридическую и медицинскую помощь бездомным. 

Доктор Лиза неоднократно ездила в зону вооруженного конфликта на востоке Украины, помогала людям, проживающим на территории ДНР и ЛНР. Вывезла из горячей точки более 500 детей. Общественный деятель, правозащитник, исполнительный директор «Справедливой помощи», член Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, лауреат премии РФ «за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности». Елизавета Глинка трагически погибла 25 декабря 2016 года в авиакатастрофе. Самолет направлялся в Сирию. Глинка сопровождала партию лекарств для университетского госпиталя в Латакии.


Фото на анонсе: Киностудия КИТ/ТАСС