Характер нордический

Андрей САМОХИН

04.04.2019


«Амундсен»
Норвегия, 2019 год

Режиссер Эспен Сандберг

В ролях: Кэтрин Уотерстон, Пол Сверре Валхейм Хаген, Оле Кристоффер Эртвог, Йонас Страндт Гравли, Тронд Эспен Сейм, Кристиан Рубек, Мадс Сьёгард Петтерсен, Фридтьов Сохейм, Ида Урсин-Хольм, Войтех Котек

12+

В прокате с 4 апреля

Норвежский «Амундсен» довольно необычен для среднего нынешнего кинозрителя. Биографическую картину абсолютно не голливудского покроя с совершенно не голливудским главным героем не отнесешь ни к триллеру «под попкорн», ни к заумному артхаусу. Сам же знаменитый полярник никак не вписывается в золоченую рамку рыцаря без страха и упрека.

Увертюра к фильму вышла также нетривиальной. На предпремьерный показ в кинотеатр «Октябрь» на Новом Арбате своих друзей пригласили известные полярники Дмитрий и Матвей Шпаро. Причем последний перед сеансом лично представил команду московских школьников, выигравших отборочный конкурс, — 10 апреля они отправятся в «Большую Арктическую экспедицию». С дрейфующей станции Барнео ребята выйдут на лыжах к полюсу (организатор проекта — ГБУ «Лаборатория путешествий» департамента образования и науки Москвы).

Вдвойне интересно было посмотреть глазами будущих юных путешественников двухчасовую киноэпопею про одного из мировых первопроходцев — Руаля Энгельбрегта Гравнинга Амундсена, прославившего свою родину покорением Южного полюса.

Его соотечественник — режиссер и продюсер Эспен Сандберг («Пираты Карибского моря. Мертвецы не рассказывают сказки», «Кон-Тики») создал по-своему величественную сагу о национальном герое, аккуратно перемешав в ней байопик с классической драмой характеров и обстоятельств, приправив нордически выверенными порциями экшена и саспенса.

Величественные панорамы с высокими торосами, полярным рассветом и бескрайней ночью (снятые в Исландии), падение в гигантскую снежную трещину и атака белого медведя, обледеневшие мачты корабля и бег собачьих упряжек — все снято как положено, без дураков. Но это лишь декорации к истории о человеке, фанатично желавшем первенства — личного и национального, ради чего готовым жертвовать не только собой, но и другими.

Второй, не менее важный план картины — жесткая геополитическая борьба за полярный приоритет между могущественной Великобританией и континентальной Европой, чьим авангардом неожиданно стала провинциальная Норвегия и ее смелый сын. Неистового первооткрывателя, метко прозванного современниками «Наполеоном полярных стран», лаконично-сдержанно и глубоко играет норвежский же актер Пол Сверре Хаген, в предыдущей картине Сандберга исполнивший роль другого известного соотечественника — Тора Хейердала.

Образ Амундсена сложнее и драматичнее. Имея сходство — к середине жизни даже внешнее — с классическим Дон Кихотом, этот человек умудрялся совмещать в себе романтическую одержимость и неразборчивость в средствах достижения цели, веселый авантюризм — с холодным расчетом. Фильм довольно точно следует биографии Амундсена, опуская или проговаривая вскользь малозначительные эпизоды. При этом авторы не пытаются искусственно «высветлить» фигуру национального героя: этически-небезупречные и откровенно скверные его поступки, случавшиеся в жизни, неразрывно сплетаются с высокой мечтой и беспримерной отвагой.

Разумеется, киноповествование не линейно, драматически выстроено с использованием флешбэков и параллельных сюжетных ходов, сходящихся в контрапунктах. По голливудским лекалам многие эпизоды могут показаться затянутыми, диалоги не слишком эффектными. По меркам же нашего кинематографа недостаточно четко размежеваны добро и зло. Но ведь это и не голливудское и не русское, а норвежское кино — с нордически-неспешным ходом действия, немного странноватыми северными людьми...

Мальчишка завороженно смотрит на принесенный отцом-моряком стеклянный глобус, отмечает на нем полюса, доселе никем не достижимые. И клянется добраться до них раньше всех. Начинает фанатично готовиться, приучая себя к ледяной воде, к походам на лыжах сквозь пургу. 

Повзрослев, он частично осуществит свою идефикс, в 1911 году первым побывав на Южном полюсе. Неожиданный бросок Амундсена на юг застанет врасплох английского соперника Роберта Скотта, который, несравненно хуже подготовившись (не потому, что не хватало денег, а из-за британского высокомерия), вынужден будет включиться в гонку и проиграть ее. Англичане, обмороженные, из последних сил, добрались до Южного полюса месяцем позже экспедиции Амундсена и нашли там норвежский флаг, палатку и письмо с просьбой передать ее норвежскому королю. Возможно, эта издевка стала последней каплей, лишившей Скотта и его спутников воли на обратную дорогу.

Амундсен — триумфатор, но упреки в косвенной вине за гибель англичан отравляют ему радость победы. Он совершает новые открытия, прорывы, романтические безумства и… подлости. Легко бросает товарищей по экспедициям в неизвестности и даже опасности; удочерив и воспитав двух девочек-эскимосок, вдруг отсылает их обратно в тундру; разрывает отношения с родным братом — своим доброхотным казначеем и «продюсером» — ради очередного романа с замужней дамой.

Уже почти старик, Амундсен в 1926 году первым проплывает на огромном дирижабле «Норвегия» вместе с экспедицией Умберто Нобиле над Северным полюсом.

Вскоре амбициозный Нобиле уже под одним лишь итальянским флагом и с напутствием дуче отправляется в самостоятельный арктический перелет… Узнав о пропаже экспедиции, Руаль очертя голову бросается на поиски итальянца, с которым недавно смертельно разругался. Не взяв в расчет даже чувства любимой, казалось бы, женщины, которая плывет к нему через океан для замужества.

Что двигало им в этом полусуицидальном приключении: искреннее сочувствие к пропавшим, желание оправдаться за историю со Скоттом или стремление вновь стать первым? Фильм, как и биографы великого полярника, не дает ответа. Замерзая на льдине с летчиком рухнувшего самолета, привалившись к обшивке, Амундсен получает прощальный подарок от Арктики — пронзительное северное сияние над головой. Туда, как в Вальхаллу, он и уходит, оправдывая еще одно свое прозвище — «последний викинг Норвегии».

Ощущение от просмотра фильма можно определить как «многополярное». Один из «полюсов», впрочем, легко вербализуется: а где наши художественные ленты про великих русских первооткрывателей и путешественников? Отчего едва ли не последние снимались еще при тиране Сталине?..