18.02.2019
«Снегоуборщик»
Режиссер Ханс Петтер Муланд В ролях: Лиам Нисон, Лора Дерн, Эмми Россам, Том Бейтман, Уильям Форсайт и другие. В прокате с 7 февраля 18+ |
Лиам Нисон в роли работяги-мстителя оказался одновременно убедительнее и трогательнее, чем Стеллан Скарсгард, который за рулем огромной машины почему-то выглядел скучающим пассажиром, да и в остальном порой напоминал недоумевающего белого медведя, забредшего в город. Нисон сыграл и живее, и ярче. К сожалению, труды, и немалые, по американизации иронического скандинавского боевика, похоже, во многом пошли прахом — как ни странно, из-за того, что отношение британского актера к проявлениям зла оказалось таким же по-донкихотски несовременным, как и у его героя. Из-за неосторожного признания Нисона, что он в молодости готов был убивать чернокожих после того, как его девушка была изнасилована одним из них, премьеру «Снегоуборщика» в Нью-Йорке отменили, а фильм подвергся зрительскому бойкоту, несмотря на заступничество именитых афроамериканских друзей актера. Такой вот воистину черный юмор получился, точнее, ирония судьбы.
Если продолжать злополучную тему толерантности, то «Снегоуборщик», с одной стороны, не особо комплиментарен и трепетен к меньшинствам, а с другой — абсолютно предельно лоялен как к цвету кожи, так и к религиозной принадлежности персонажей. В такой же степени, в какой придерживается принципа «color-blind casting» сама Смерть. Режиссер старательно ведет учет каждого выбывшего из игры, обозначая соответствующей пиктограммой его конфессию или систему убеждений. Постепенно становится ясно, что ни одна вера на свете и никакая национальная принадлежность не может уберечь человека ни от превращения в негодяя, ни от нелепой гибели за неправое дело. То же самое работает и в другую сторону. У тебя может быть любой цвет кожи, любое прошлое и любые родители, но значение имеет только тот выбор, который ты делаешь в настоящий момент. Яблоки не всегда падают у корней яблони, а иногда, вопреки всем законам природы, в гнезде у стервятника может вылупиться голубь.
Подход неоднозначный, потому что культура и семья все же что-то значат. Их обесценивание ведет к превращению человечества в некий первобытный бульон, скопище индивидуальностей, лишенных корней, идентичности, родных камней и алтарей. Но что есть эта самая идентичность? Символ на шее или на могильной плите, полученный по наследству и мало что значащий для тебя, прическа, одежда, другие способы распознавания своих и чужих? И все ли в порядке с твоей идентичностью, здорова ли она, если ты обрамляешь в шкуры современные компьютеры и ищешь рядом кого-то, кого бы ты, угнетенный, тоже мог погонять на посылках. Индеец — индийца. Смешной каламбур.
«Снегоуборщик» — в целом фильм достаточно смешной, хотя и начинается очень невесело. Эффект достигается за счет ломки всех и всяческих шаблонов и стереотипов, не только религиозно-расовых, но и жанровых и персонажных. Драма? Да нет — зубодробительный боевик о мстителе. Нет же, черная комедия. Нет, все же трогательная драма, почти рождественская сказка. Или философская притча? Да тут черт ногу сломит, как в непролазных сугробах!
Сюжет чем-то напоминает «Телохранителя» Куросавы, вот только здесь нет по-восточному коварного плана, все решает госпожа Судьба и ее «черный лебедь» об одном белоснежном крыле. Судьба раздает возмездие, невзирая на лица. И если ты готов по свистку хозяина калечить и «убирать» людей, то значит, и тебя уберут. Ну, то есть так должно быть в идеале — хотя бы в кино.
«Снегоуборщик» — конечно, не шедевр. Стилевая вторичность его заметна, и ее даже не особо маскируют — меланхоличные диалоги напарников обо всем на свете, мгновенно сменяющиеся жестоким действием, ни с чем не спутаешь. Но от того, чтобы стать еще одной бледной копией с фильмов Тарантино, «Снегоуборщика» уберегает какая-то трудноуловимая несовременность и европейская провинциальность. В глазах героя Нисона при встрече с таким обыденным злом, как продавцы «снежка», видится брезгливое недоумение: вроде на людей похожи, а поди ж ты… и кликухи-то у них какие-то поганые. Человек от земли, ну, или от снега, даже карая зло, не превращается в хищника, скорее он похож на мирного быка, забодавшего и затоптавшего волков. Так что тут уместнее вспомнить не японскую классику, а тоже европейский и очень старый фильм — «Тайна фермы Мессе» с Жаном Габеном. Или нашего «Ворошиловского стрелка». Эти такие разные фильмы роднит ощущение правильности, когда коса лощеного зла находит на корявый и вроде бы невзрачный камень.
Правда, мистер Коксман защищает не семью, которой у него уже нет, и не патриархальную территорию, а цивилизацию — не больше и не меньше. Потому что цивилизация — это не мощные машины, хорошие дороги или здоровая пища. Это победа над волком в человеке. Это стремление служить другим, а не наживаться за их счет. Это милосердие и любовь, для которых нет ни эллина, ни иудея, ни негра, ни индейца. Потому и едет каждый день по одной и той же скучной дороге вдоль вечных величественных гор снегоуборщик с вереницей пристроившихся следом машин. Снег ведь, в отличие от перенасытившейся злобой и пороком человеческой грязи, сам себя не уберет.