С «Места» в карьеру

Алексей КОЛЕНСКИЙ

01.11.2018


«Проигранное место»
Россия, 2018

Режиссер: Надежда Михалкова

В ролях: Ирина Мартыненко, Алексей Мартынов, Анна Михалкова, Алексей Дякин, Ольга Озоллапиня, Никита Еленев, Сергей Городничий, Валентина Ляпина, Анастасия Акатова, Арам Вардеванян, Константин Колесник, Юлия Ромашина, Александр Кульков, Юлия Трухина, Петр Рыков

16+

В прокате с 1 ноября

В кинотеатрах — режиссерский дебют Надежды Михалковой, снятый по сценарию братьев Пресняковых. Подростковый хоррор «Проигранное место» претендует на внушительную кассу и успех среди поклонников жанра.

Физический принцип сохранения энергии распространяется на кинематограф: если где-нибудь умирает популярный формат, значит, он возрождается в иных краях с новой силой. После серии громких «Криков» Уэса Крейвена подростковые хорроры скатились до унылых клише, спасти жанр вызвались братья Пресняковы. Модные драматурги переложили его на язык российских страшилок. Место черной-пречерной комнаты занял Нижний Новгород, а жертвами стали обычные школьники, ничуть не смахивающие на озабоченных заокеанских подростков.

Ночь, волжский берег. Собравшиеся у костра старшеклассники играют в русскую версию «правды или действия». Тот, на кого указывает горлышко раскрученной бутылки, рассказывает страшилку. Сидящий напротив решает — вымысел это или действительность. Затем спикер предъявляет заранее выбранную карту, подтверждающую или отрицающую достоверность истории. Победитель имеет право на исполнение желания.

Роман (Алексей Мартынов) был краток — сообщил лишь, что в местном кинотеатре имеется кресло, приносящее зрителям смерть, но не уточнил, какое именно. Друзья ему не поверили. Как выяснилось — зря. В кинотеатре происходит серия загадочных убийств.

Но сюжетные перипетии здесь не главное. Самое интересное кроется в оригинальной игре сценаристов с американскими штампами.

Согласно заокеанским стандартам, причина, побуждающая монстра на убийства, кроется в темном прошлом того места, где творится зло. Здесь же, скорее, действуют законы классического детектива: ищите, кому выгодно. Ключи к разгадке даны зрителю с самого начала, но удачно замаскированы. Собственно, и маньяк нужен, скорее, для отвода глаз. Реальную угрозу подменяют коллективной паникой. 

Ну, пожалуй, главное отличие в том, что в Голливуде действуют тинейджеры иного сорта — типичные принцессы, ботаники и нарциссы, а маньяк выполняет роль некой руки судьбы, карающей подростков за пороки. Герои Михалковой и Преснякова — другие: бойкие, раскованные, просто социально неадаптированные, страдающие от дефицита внимания, признания и участия. Михалкова рисует мир, лишенный пап, мам и родительского тепла. Жертвы не надеются укрыться в тени сильных взрослых по той простой причине, что их здесь просто нет. Следователи (забавный дуэт Анны Михалковой и Алексея Дякина), учителя, родители, директор школы выглядят более инфантильными, чем доверенные их заботам дети. 

Оставшись наедине с собственными страхами, ребята начинают куролесить с типично русским азартом и дурью, ввязываясь во все более нелепые ситуации. Делают селфи с трупом, устраивают поминки на дискотеке, вскрывают могилу — в общем, «сами напрашиваются» на неприятности. Казалось бы, совершенный идиотизм. Однако, пройдя все «круги ада», ребята неизбежно взрослеют. Превращаются из глупых угрюмых подростков в людей, способных взять ответственность за себя и судьбы своих товарищей. Во многом правдоподобия удалось добиться благодаря интересному ансамблю начинающих актеров, достоверных в самых невероятных обстоятельствах.

Приступая к работе, режиссер призналась, что выбрала для дебюта самый нелюбимый жанр, хотела испытать себя на прочность. И выдержала урок.

Режиссер путает следы, эффектно эксплуатирует внутрикадровый монтаж, от эпизода к эпизоду, добавляя трагической фабуле комические, хармсовские оттенки. Не стесняется эстетского самоуправства — украшает алыми воздушными шарами места злодеяний, но не отрывается от почвы: увиденный камерой Михаила Хасая Нижний Новгород представляется «чрезвычайно умышленным» городом бесконечных эстакад и набережных, уютных особняков и угрюмых проселков, где обитают одинокие люди со своими страхами и заморочками. Михалкова фиксирует как данность: «кошмары нашего городка» не скрываются в подсознании, а бродят по поверхности земли, имея совершенно обыденное воплощение.


Фото на анонсе: Вячеслав Прокофьев/ТАСС