Страсти по оркестру

Светлана ХОХРЯКОВА

23.03.2012

В своем новом фильме «Дирижер» Павел Лунгин вновь обратился к сакральным темам. Феноменальный успех «Острова» когда-то удивил даже самого режиссера. Думали выпустить фильм ограниченным тиражом, а случилось чудо. Возможно, «Дирижера» постигнет та же участь.

Во всяком случае директора кинотеатров проявили энтузиазм, и картина выйдет более чем ста копиями. То есть в обществе присутствуют определенные ожидания, удовлетворить которые способны именно такие фильмы.

Павел Лунгин называет это духовным голодом и выплеснувшимся наружу чувством стыда. В потоке ширпотреба и развлекухи «тихие голоса» обретают особую ценность.

История создания «Дирижера» необычна. Фильм родился благодаря знакомству Павла Лунгина с отцом Иларионом (Алфеевым), ныне митрополитом, и его музыкой. Автор предполагал некий видовой фильм, где звучала бы оратория «Страсти по Матфею», а визуально ее подкрепляли фрески полуразрушенных монастырей Сербии и Черногории. Однако Павла Лунгина, вдохновленного музыкой, такая идея не прельщала. Он придумал простую человеческую историю, на которую «Страсти по Матфею» и легли. Люди живут, как живут, религиозными их не назовешь, но веру как таковую зритель должен в них ощущать и ощущает. Музыка звучит постоянно, что вообще-то для любого фильма смерти подобно. Но в данном случае именно звуковой ряд определил всю структуру картины.

Сценарий написан Лунгиным в соавторстве с Валерием Печейкиным. Сюжет таков: Дирижер (один из лучших актеров Эймунтаса Някрошюса Владас Багдонас) летит в Иерусалим, чтобы исполнить там ораторию «Страсти по Матфею». Несколько дней из жизни оркестра наполнены большими и малыми людскими трагедиями. Для кого-то эта поездка — вопрос жизни и смерти, как для героя Сергея Колтакова. Его пение не устраивает дирижера, и необходимо доказать, что у тебя еще есть силы. Героиня Инги Оболдиной отправляется в Иерусалим в составе хора, чтобы заодно посетить Святые места. Она как будто верующая, что доставляет неудобства ее мужу, который поневоле становится атеистом. Но чего стоит ее вера, нам предстоит понять со временем... Для кого-то поездка в Иерусалим — всего лишь работа, и неважно, что тебе доверена партия евангелиста Матфея. Карен Бадалов играет человека с вибрирующей психикой, ощущающего острую нехватку простого счастья. Он живет в мертвом браке и состоянии постоянного вранья...

Дирижер Владаса Багдонаса — благополучный человек, достигший определенных высот в творчестве, неприступный жрец искусства, держащий в страхе и трепете вверенный ему коллектив. Десять лет назад сбежал из дома его сын, чтобы жить отдельной, полуголодной жизнью в Израиле. Три дня, проведенные в Иерусалиме, меняют Дирижера, и зритель увидит, что не так все просто в душе этого человека.

Люди проживают жизни, так и не узнав, по существу, кто их родители. Отцы, погруженные в суету дней, понятия не имеют, чем дышат их дети. Дирижер своего сына просто прозевал, а тот, будучи уже взрослым человеком и, судя по всему, талантливым художником, сгинул в вечном городе. Можно ли назвать покаянием то, что испытает впоследствии главный герой, — это большой вопрос. Но ему предстоит понять корневые вещи мироздания.

Роль у Багдонаса — сложнейшая во всех смыслах. Трудно представить, кто бы еще так справился с ней. Скупой и мощный талант этого актера, безусловно, бергмановского типа, во многом прикрывает некую умозрительность истории. Работая над своей первой главной ролью в кино, Багдонас повсюду — вплоть до гастрольного турне в Чили — возил за собой пленку с исполнением оратории митрополита Илариона. Детально изучал работу дирижера, посещал репетиции и концерты Владимира Федосеева. А потом вышел на съемочную площадку, взял палочку, услышал фонограмму и ощутил себя в другой профессии. Опыт, конечно, феноменальный.

«Дирижер» «Мастерская Павла Лунгина», 86 мин
Режиссер Павел Лунгин

В ролях Владас Багдонас, Инга Оболдина, Карен Бадалов, Сергей Колтаков, Сергей Барковский, Дарья Мороз

В прокате с 29 марта