Селфи ради ипотеки

Алексей КОЛЕНСКИЙ

01.02.2018


«Селфи»
Россия, 2017

Режиссер: Николай Хомерики

В ролях: Константин Хабенский, Юлия Хлынина, Анна Михалкова, Федор Бондарчук, Северия Янушаускайте

16+

В прокате с 1 февраля

На экранах — авторский триллер Николая Хомерики «Селфи» по мотивам романа Сергея Минаева.

Исписавшийся беллетрист Владимир Богданов (Константин Хабенский) обнаруживает в гостиничном номере труп любовницы (Юлия Хлынина). Не в силах припомнить события минувшей ночи (башка трещит с перепоя), автор спасается бегством. Бесцельно кружит по Москве и окрестностям, Владимир  попадает в объятия милицейского патруля. Из околотка его забирает личный адвокат (Федор Бондарчук), но, вернувшись в апартаменты, приятели не обнаруживают ни тела девушки, ни следов преступления. Однако беда не приходит одна — внезапно «голос поколения» обнаруживает, что его сетевой аккаунт взломан, банковский счет заблокирован, а авторское телешоу ведет интеллигентный богдановский двойник. Тот же тип втирается в доверие к бывшей супруге и дочери автора, демонстрирует творческие успехи там, где оригинал терпел фиаско, присваивает жизнь и судьбу. Герой не знает, как найти управу на зарвавшегося имитатора, но тот сам выходит на связь и невольно подсказывает жертве выход из ловушки...

Два года назад в «Коллекторе» Константин Хабенский доказал, что вполне способен выдержать очную ставку с кинокамерой и кризисом среднего возраста. Продюсер Федор Бондарчук оказался неравнодушен к ленте Алексея Красовского, но вместо того, чтобы заказать сиквел успешной картины, обратился к роману «Духless 21 века. Селфи» Сергея Минаева, пригласив автора поработать над сценарием. На роль режиссера выбрали Николая Хомерики (последний признался на пресс-конференции, что согласился зайти в проект из-за проблем с ипотекой).

Неудивительно, что квартет сыграл мимо нот — кто во что горазд. Минаев утверждает, что пересматривал «Мыс страха» Мартина Скорсезе. Константину Хабенскому припомнили поделку 2008 года — «Домового» Карена Оганесяна. Между тем в «Селфи» проглядывают кафкианские мотивы «Двойника» Ричарда Айоади с Джесси Айзенбергом, пять лет назад экранизировавшим одноименную повесть Федора Достоевского, вдохновленную гоголевскими «Записками сумасшедшего».

На самом деле, истинным автором «Селфи» является медиамагнат и политтехнолог Константин Рыков, создатель баннерных порносайтов, проектов «Fuck.ru», «Дни.ру» и «Взгляд.ру». Устав от сетевых проказ, в 2006 году Константин Игоревич решил замахнуться на большую литературу и подарить «голос поколения» офисному планктону. На роль последнего издатель избрал преуспевающего бизнесмена Сергея Минаева. Благодаря агрессивной рекламе, дебютный роман «Дyxless. Повесть о ненастоящем человеке» порвал российский рынок, разойдясь миллионным тиражом. Сочинитель стал медийным лицом, а заодно соавтором сценария одноименной экранизации.

Бежали годы, таяли тиражи. За утомительно-агрессивными эскападами телеведущего Минаева забылось, что беллетрист оказался патологически неспособен к литературному творчеству и, следовательно, занял чье-то место под солнцем... Легкое беспокойство с привкусом позавчерашнего омара и выдохшегося божоле, рано или поздно овладевает душой каждого трейдера или риелтора и уж тем более — «голосом поколения». Томление духа обуяло и соавторов «Селфи». Господин Голядкин почитал преуспевающего «Двойника» главным источником своих бед. Создатели ленты заглянули несколько дальше, вполне по-гоголевски представив химеру лирического героя образцом для подражания. Но, в отличие от исстрадавшихся литературных персонажей, у наших современников нашлось в поединке с Тенью несколько козырей. Во-первых, рецепт исцеления духа через умеренное смирение, частичное раскаяние и черновую работу над ошибками. Во-вторых, проникновенная камера оператора Владислава Опельянца. В-третьих, бесстрастный Николай Хомерики, чья режиссерская версия оказалась на час длиннее и выразительнее экранной. Однако в прокатной версии картишки не пожелали сложиться в выигрышную комбинацию — ни саспенса, ни мелодраматизма, ни катарсиса в «Селфи» не обнаружилось. Зато «ненастоящий человек» вышел сухим из воды, а нежно простившийся с прежним собой «голос поколения» торжественно сообщил на пресс-конференции, что уже сочинил полторы главы для нового романа.