Под властью «Рока»

Денис СУТЫКА

29.06.2017

Режиссер Иван ШАХНАЗАРОВ продемонстрировал дебютный полнометражный фильм «Рок». Продолжатель славной династии рассказал «Культуре» о судьбоносных встречах, звездном небе и о том, как сохранить индивидуальность в условиях конъюнктуры кинорынка.

культура: Выйдет ли Ваша картина на широкие экраны?
Шахназаров: По крайней мере, мы на это надеемся. Пока неизвестна точная дата, ведутся переговоры с компаниями-дистрибьютерами. Для меня было приятным удивлением, что «Рок» показали на различных фестивальных площадках. А как сложится прокатная судьба, прояснится к концу осени. 

культура: Вам ближе авторское или зрительское кино?
Шахназаров: Сложно вот так категорично разделять кино на авторское и коммерческое. На мой взгляд, фильмы бывают хорошие и не очень. Снимать для себя — несложно. Мне бы хотелось делать картины, отвечающие моим внутренним требованиям, но при этом понятные людям. Вообще изначальная цель кинематографа — это найти путь к сердцам зрителей. Появляется совершенно иной драйв, когда осознаешь, что твою ленту увидят миллионы.

культура: Вы буквально вчера окончили ВГИК. Студенты, как правило, свободолюбивы: со своим взглядом на мир и профессию. Не опасаетесь, что рынок выхолостит Шахназарова?
Шахназаров: Я не то чтобы побаиваюсь, но задумываюсь о том, что предпринять, чтобы оставить для себя какое-то пространство. Понимаю, мы существуем в мире, где нужно выживать и идти на компромиссы, чтобы впоследствии создать то, что хочешь. В этом смысле мне импонирует режиссер Юрий Быков, он даже не скрывает, что снимает сериалы ради заработка. Эти деньги позволяют ему потом рассказывать истории, которые его волнуют. У меня такой подход вызывает большое уважение. Представляется, необходима огромная вера в то, что делаешь. Плюс внутренний мужской стержень, позволяющий абстрагироваться и просто качественно выполнять работу.  

Мне тоже придется в какой-то степени подстраиваться под реалии. Не так давно снимал сериал для одного телеканала. В общем-то, видел, что не решу какие-то большие художественные задачи, но смог себя убедить — нужно для опыта. В принципе, если бы я не прошел ту школу, вряд ли у меня сейчас что-то получилось. Иногда надо усмирять свои авторские амбиции.

 

культура: Есть ли темы, о которых хотелось бы сказать после «Рока»?
Шахназаров: Я как раз пытаюсь найти их в себе.  Во многом «Рок» — кино о том, что мне бы хотелось свершить, но на что не хватало смелости. Пуститься в авантюрное путешествие, забыть про все и попытаться стать свободным. Какие темы будут волновать меня в дальнейшем, трудно сказать. Сейчас со сценаристом разбираем несколько сюжетов, они коренным образом отличаются от первой картины. Чтобы однозначно понять, о чем ты хочешь говорить, необходимо пообтесаться и приобрести жизненный опыт. 

культура: Ваша картина — это не только история про музыкантов, но и разговор о превратностях судьбы. Как думаете, человек создает себя сам или все в руках Рока, как полагали древние?
Шахназаров: Мы сами творим свою судьбу, но это не отменяет того факта, что нами управляют высшие силы. При этом, мне кажется, всегда есть выбор, и именно он определяет качество предлагаемых обстоятельств. Все зависит от тебя, однако ты ведом теми решениями, которые принял в прошлом и не можешь изменить. 

культура: У Вас бывали случаи, когда очевидно чувствовалось вмешательство судьбы?
Шахназаров: В последнее время я стал чаще замечать то, на что не обращал внимания раньше. К примеру, на главные роли в «Роке» пробовалось примерно 60 ребят. Главная задача состояла в том, чтобы найти актеров, которые бы ничего не делали в кадре, но за ними было интересно наблюдать. А еще добиться ощущения, что наша троица, главные герои — отдельный организм со своей историей. После утверждения артистов я вдруг понял, что с каждым из них случайно встречался прежде. Ваню Ивашкина видел в отрывке однокурсника во ВГИКе, Диму Чеботарева — в короткометражке знакомого, а Кирилла Фролова — в фильме «Огни большой деревни». Оказалось, что в жизни они не меньшие друзья, чем на экране. Вот вам и судьба. 

культура: Герои ленты, с одной стороны, стремятся к мечте — выступить на радио в Москве, а с другой — убегают от реалий...
Шахназаров: Вообще любое стремление изначально продиктовано тем, что человеку тесно в привычном окружении. Как только начинаешь выходить из так называемой зоны комфорта, встаешь на путь к мечте. 

культура: Финал получился открытым, планируете снять продолжение «Рока»?
Шахназаров: Нет, для меня это абсолютно законченная история. Я хотел показать, что не так уж важно, чего ты добиваешься, главное — не стоять на месте. Герои пока не достигли желаемого, но они продолжают движение вперед, как в принципе и должно быть. 

культура: В фильме много внимания уделено образу дороги, к нему довольно часто прибегают кинематографисты. Вы ориентировались на кого-то из старших коллег?
Шахназаров: Скажу честно, мы вдохновлялись картинами «О, где же ты, брат?», «Успеть до полуночи» и чуть-чуть «Фарго». Возможно, это тоже от отсутствия жизненного опыта. Когда его не хватает, обращаешься к тому, что было создано другими. 

культура: Наряду с молодыми артистами в «Роке» снялись довольно опытные и известные — Виталий Кищенко и Никита Тарасов. Как Вам удалось убедить их сыграть в фильме?
Шахназаров: Никита Тарасов признался, что ему понравился сценарий.  Виталий Кищенко — человек не особо разговорчивый и не любит распыляться о своих чувствах. Но я так понял, его зацепила возможность сыграть маньяка. Мне кажется, они получили большое удовольствие от работы, потому что, помимо меня, процентов 80 съемочной группы являлись дебютантами. Для каждого проект стал определенным этапом, люди просто горели общей идеей, и это чувствовалось.  Полагаю, опытные мастера в хорошем смысле слова подпитывались нашей энергией.

культура: Какой эпизод особенно запомнился? 
Шахназаров: Мы снимали одну из сцен в парке. Там протекает Десна, за ней обрыв, а дальше — поля. В какой-то момент нас всех позвал Тарасов, мы встали перед обрывом и увидели, что по долине расстилается густой шелковый туман, похожий на море. Светила гигантская луна в обрамлении звездного неба. Мы прервали работу и минут десять просто смотрели на эту красоту. Никто не произнес ни слова, но, думаю, каждый чувствовал себя частью единой команды. По-моему, такие минуты самые важные в нашем деле.