Маргарита Симонова: «В балете немало трагических судеб»

Елена ФЕДОРЕНКО

26.04.2017

Перед премьерой исполнительница главной роли Маргарита Симонова ответила на вопросы «Культуры».

культура: Валерий Тодоровский — «любитель сложных кастингов» — искал исполнителей главных ролей более года в самых разных уголках страны. Вас нашли за ее пределами — в Варшаве. Вы оттуда родом?
Симонова: Я появилась на свет в Литве, там же получила балетное образование. Окончила Вильнюсскую гимназию искусств и год танцевала в Литовском театре оперы и балета. Потом уехала в Польшу и уже седьмой сезон работаю в Большом театре Варшавы. 

культура: Каково Ваше положение в иерархии труппы и как Вы попали в фильм — ведь утвердили достаточно быстро? 
Симонова: В труппе я на положении «корифей», исполняю сольные партии. В фильм попала каким-то чудом. Меня нашли на интернет-странице варшавского театра, где представлены все артисты. Видимо, визуально понравилась. Помощник главного директора по кастингу написал мне в соцсеть. Я, честно говоря, подумала, что это розыгрыш. Просто не могла поверить в то, что всерьез заинтересовала Тодоровского. Меня попросили снять себя на видео, точнее, прислать мой рассказ о себе. Затем пригласили в Вильнюс, где съемочная группа проводила кастинг, потом — на пробы в Москву. 

культура: Насколько достоверной Вам кажется сама история?
Симонова: Картину я еще не видела, и какой она получилась, не знаю, но сюжет весьма реалистичный. Рада, что это не придуманная сказка с утрированными деталями, а наша жизнь. Когда читала сценарий, думала, что его написала балерина. Иначе откуда она знает профессиональные тонкости и в курсе наших отношений? Например, о том, что педагог — это как родитель, который растит, воспитывает, делает из тебя человека. Я, как и Юля Ольшанская, тоже жила в школе-интернате, и у меня была своя балетная мама, под ее руководством я сформировалась, под ее присмотром проходило мое детство. Все сцены с жесткими наставлениями педагога — из моего реального опыта. 

культура: Среди персонажей фильма жива легенда о феноменальном прыжке Галины Белецкой, которая могла перелететь с крыши многоэтажки на крышу дома напротив, через переулок, и Ваша Юля решает повторить вслед за педагогом. От отчаяния? 
Симонова: Ей надо доказать самой себе, что сможет. Да, ей пришлось уступить свой спектакль Карине, но себе она не изменила и не смогла смириться с тем, что пошла на компромисс ради денег. Этот прыжок хорошо показывает упорный и дерзкий характер героини. 

культура: Вы восторженно говорите о фильме, а Вам не кажется, что есть не очень правдивые ситуации — выпускницы соревнуются во вращении, «уговорив» бутылку вина. Ваша Юля пьет коньяк прямо на сцене Большого театра. 
Симонова: Повторюсь, не знаю, как в итоге смонтирована лента. Но, судя по съемкам, нет, мне не кажутся эти сцены неправдивыми. Знаете, балет ведь очень жестокая и жесткая профессия. Детям о многом не рассказывают, их не предупреждают о том, что сценическое время быстро заканчивается, что профессию они получают ненадолго. Есть немало трагических судеб, когда артисты не смогли адекватно пережить то, что их карьера оборвалась внезапно, когда еще оставались силы. В таких случаях люди прибегали к разному. Если отчаяние захлестывает, то неважно, где ты пьешь, на большой сцене или за кулисами. А что касается пьянки в училище или в общаге, не могу сказать, что это типичное развлечение. Балетные ученики слишком много работают в сравнении с нормальными детьми и быстрее взрослеют. 

культура: Вам повезло сниматься с Алисой Фрейндлих. Страшновато?
Симонова: Прекрасно. Правда, сначала пережила невероятный стресс, давил груз ответственности. Я ведь выросла на фильмах Алисы Бруновны и воспринимаю ее как божество. Даже думать не могла о встрече с ней, тем более в работе. Находиться на одной съемочной площадке — счастье. Она человек без возраста, не ведет себя как мэтр, чувствуешь рядом — наравне. Своим теплом, отдачей, профессионализмом она замечательно настраивала на работу. Когда что-то не получалось, помогала, давала краткие, ясные и очень четкие советы. 

Жаль, что у нас маловато общих сцен. Вся группа относилась к ней очень внимательно, оберегали от шума, волнений, разговоров. Еще и поэтому не представилось возможности пообщаться поближе. 

культура: Ждете ли Вы изменений в Вашей балетной карьере после выхода фильма?
Симонова: Очень на это надеюсь.