Январь. Смотреть кино и плакать

Алексей КОЛЕНСКИЙ

28.12.2016

 Говорят, на Новый год что ни пожелается — все всегда произойдет, все в кино сбывается. Традиционно в дни длинных зимних каникул зрители проголосуют ногами за народную мудрость. Выдержит ли она это испытание — гадал корреспондент «Культуры».

Новогодние праздники стартовали досрочно — с первых чисел декабря киноафиши расцвели многообещающими названиями: «Загадай желание» — подмигивал дебютант Евгений Кравченко, но, увы, его офисная комедия пролетела мимо кассы. «Ура! Каникулы!» — ликовал Максим Демченко, однако семейную сказку о переполохе на лыжном курорте ждал прохладный прием. Экранизация циркового представления «SиSтема. Шоу братьев Запашных» оказалась не лучше банальной телетрансляции. Игривую, но антиэротическую мелкобуржуазную «Рыбу-мечту» Антона Бильжо оценят лишь хипстеры, подобно ее персонажам зимующие на опустевшем эстонском побережье. Разумеется, квелым и надуманным поделкам аутсайдеров отечественного кинопроцесса зрители предпочли крепкий голливудский порожняк. Незамысловатый, но буйный «Новогодний корпоратив» с Джениффер Энистон и циничный, запойный, вороватый «Плохой Санта 2» (бороду и колпак заокеанского старика-разбойника вновь примерил Билли Боб Торнтон) прокатались довольно успешно и, несмотря на подтянувшихся конкурентов, сохранили некоторый потенциал для грядущих выходных. 

В середине месяца взял мощный старт традиционный новогодний блокбастер «Изгой-один: Звездные войны. Истории». В фарватере хита Гарета Эдвардса промелькнули рождественские сказки — мистическая мелодрама Дэвида Фрэнкела «Призрачная красота» с печальным Уиллом Смитом и романтическая утопия Мортена Тильдума «Пассажиры» с Дженнифер Лоуренс. 

За девять дней до Нового года, не сдержав обещания завязать с чесом, Тимур Бекмамбетов выпустил «Елки-5». Самым эффектным гэгом очередного переполоха стал насыщенный продакт-плейсмент. Помимо «скрытой» рекламы, фарс озадачил публику черноватым юмором, лишенными обаяния персонажами и криминальными сюрпризами. Иван Ургант похищает пингвина у лучшего друга (Сергея Светлакова), чтобы подарить сыну в тот самый момент, когда птица готовится высиживать яйцо. Подозревая жену в измене, персонаж Гоши Куценко разживается табельным пистолетом. В прочих новеллах воруют елки, расстраивают свадьбы, застревают в лифте и нудно хамят малознакомым людям. Лишь из-за нелепых совпадений все заканчивается хорошо, но от праздничной атмосферы прежних «Елок» остаются рожки да ножки. 

Еще более непричесанным абсурдом отличились сага Александра Войтинского «Дед Мороз. Битва магов», мультик «Снежная королева 3. Огонь и лед» Алексея Цицилина и «Три богатыря и Морской царь» Константина Феоктистова. «Мы хотим снимать фэнтези, но пока не очень умеем это делать», — откровенно каялся режиссер сказки про боевых магов.

Опыт — дело наживное, было бы желание, но главной проблемой мистерии-буфф стало агрессивное невежество: махнув рукой на работу со сценарием и актерами, авторы шили «франкенштейна» из голливудских обносков. Цитаты «Властелина колец», «Гарри Поттера», «Сумерек» высыпаются на зрителей пригоршнями конфетти. И хотя отдельные аттракционы по-настоящему удались, но наглядные «оговорки по Фрейду», инфантильный волюнтаризм постановщиков и исполнительница главной роли завораживают лишь отчаянной беспомощностью. Столь же нелепо выглядел продюсер новой «Снежной королевы», оправдывавшийся перед детворой за убийство единственного забавного персонажа своей постмодернистской поделки: «Он поплатился за то, что стал на сторону зла». Воспитанные малыши проглотили отмазку профнепригодного сказочника, а могли бы уточнить, как данелиевский Сережа: «Дядя Петя, ты дурак?»

Камерные зарубежные мелодрамы — «Рождество, опять» Чарльза Покела, «Зимняя сказка, или Королева, потерявшая имя» Катерины Кароне, «Ложные признания» Люка Бонди с Изабель Юппер (по мотивам Мариво) — и лихая комедийная малобюджетка «Без тормозов» Николаса Бенаму едва ли украсят семейный досуг. На этом фоне зрительский успех прочат высокобюджетному «Викингу» Андрея Кравчука. 

Спарринг-партнером нашему блокбастеру может стать исторический боевик Джастина Курзеля «Кредо убийцы» с облачившимся в тогу испанского инквизитора Майклом Фассбендером (в кино с 5 января). А еще через неделю в прокат выйдут по-настоящему романтичный, атмосферный, сложносочиненный мюзикл «Ла-ла-ленд» Дамьэна Шазелла, гангстерская сага Бена Аффлека о бутлегерских войнах «Закон ночи» и философская мелодрама Эмира Кустурицы «По млечному пути» с Моникой Беллуччи.