Трудно быть Борном

Алексей КОЛЕНСКИЙ

31.08.2016

На экранах — третья и лучшая серия мытарств растерянного шпиона.

В 1980 году американский беллетрист Роберт Ладлэм подарил жизнь страдающему амнезией спецагенту с запредельными ай-кью и профессиональными навыками. Позабытому-позаброшенному на европейских задворках парню требовалось выяснить, кто он, выбив информацию из скрывающих тайну боссов ЦРУ. Тривиальная для приключенческого жанра задача успешно решалась на протяжении трех романов... Обжегшись на неудачной экранизации 88-го года, Голливуд вновь взялся за изгоя лишь в начале нулевых, когда стало очевидно: фронтмен холодной войны Агент 007 вышел в тираж, истребив с лица земли всех жаждущих власти мегаломанов. Так место самовлюбленного ферзя заняла пешка — обезличенный герой-одиночка, имеющий собственный счет к кураторам, обесточившим его память и сдавшим «дело» в архив.

Сюжет противоборства «старой школы» джентльменов с «новым племенем» диких агентов эксплуатировался и в последних сериях выдохшейся бондианы, и в параллельно снимавшейся борниане... Однако история Сноудена добавила шпионским играм новых красок, чем и воспользовался режиссер Гринграсс. 

Выяснив, наконец, кто он такой, бывший секретный агент Джейсон Борн (Мэтт Деймон) залег на дно. Спустя десять лет на связь с нелегалом вышла бывшая коллега, а ныне хакер, Никки Парсонс (Джулия Стайлз). Взломав сервер ЦРУ, девушка узнала, что программу спецподготовки Борна разрабатывал его покойный отец. Более того, насильственная смерть родителя обусловлена вербовкой сына, и прикончили папу не арабские террористы, а коллеги-цэрэушники. 

Открыв секретные файлы, Джейсон запускает встроенный вирус слежения и вновь становится объектом охоты. Уворачиваясь от пуль неутомимого преследователя — снайпера Ассета (Венсан Кассель) — Борн добирается до директора ЦРУ Роберта Дьюи (Томми Ли Джонс) и сводит счеты с обоими злодеями. 

Стоит отметить, в картине активированы не только коварные шпионы, но и два метасюжета. Первый — Гамлет: сын в ответе за отца, и неважно, сколько трупов придется выносить с подмостков. Второй — расцвет цифровых технологий. 

Попав в объективы уличных и спутниковых камер слежения, Борн лишь изредка исчезает с мониторов Лэнгли. В Афинах, Лондоне, Берлине невольными сообщниками беглеца служат темные закоулки да толпы бунтующих граждан... Но это только видимая часть реальности. Дьюи озабочен не Борном, а главным образом созданием глобальной социальной сети, которую планирует превратить в средство контроля за пользователями. В ходе презентации проекта его автор и гуру обещает публике сделать незабываемым каждый проведенный у компьютера день, гарантируя предоставление услуг и развлечений, заточенных под каждого индивидуума персонально. Недалек и тот час, когда ноу-хау превратится в инструмент приручения и дрессуры. Но в дело вмешивается дикий агент — «неуловимый вирус» Джейсон Борн — и срывает бесчеловечный план. Правда, по-настоящему его вендетта положения не меняет — успех глобалистов предрешен.

Пол Гринграсс дистанцируется от пафоса и риторики с пользой для франшизы: даже по сравнению с прошлыми, оскароносными сериями, «Джейсона Борна» можно назвать киноэнциклопедией операторских и монтажных приемов, создающих эффект непрерывного присутствия, подглядывания и параноидального преследования не в оцифрованной, а повседневной реальности. Перед нами портрет героя нашего времени, компенсирующего экзистенциальную заброшенность профессиональной гиперактивностью.