Холодные игры

Алексей КОЛЕНСКИЙ

14.04.2016

На экранах — антифеминистская сказка-матрешка: одновременно сиквел и приквел «Белоснежки и Охотника» 2012 года. 

Прокатчики разминулись со здравым смыслом, озаглавив фильм «Белоснежка и Охотник 2». Упомянутая героиня в картине даже не мелькает, а в оригинале название фильма звучит как «Охотник: Зимняя война». И, право, не случайно здесь упомянуто время года. Эпитет характеризует даже не сезон, а внутреннее состояние участников событий и место действия — царство снега и льда, которым правит злая волшебница, в чьем облике отчетливо проступают черты Снежной королевы.

Зарифмовать образы германских фольклористов и датского сказочника — сильный ход. Все резоны — налицо. В сюжете братьев Гримм ключевым артефактом служило говорящее зеркало, у Ганса Христиана Андерсена — осколок его искаженной версии. Там и сям сироты становились жертвами злых, упивающихся своим совершенством волшебниц. Обе королевы одержимы жаждой власти над природой и человечеством, надменны, лукавы, искушены в тайных науках… Не мудрствуя, авторы картины решили превратить их в родных сестер. 

В одном сказочном замке жили-были злая волшебница Равенна (Шарлиз Терон) и добрая колдунья Фрея (Эмили Блант). Последняя влюбилась в придворного, забеременела и, невзирая на уговоры старшей сестры избавиться от ребенка и подыскать себе какого-нибудь короля, родила мальчика. Вскоре малыш был найден мертвым. Дрожащий отец тут же признался в злодействе — пораженная его жестокостью Фрея мановением руки превратила убийцу в глыбу льда. Утратив веру в любовь, она навсегда рассталась с дворцом, перебралась в северные края, где основала свое королевство. Похитив крестьянских детей, воспитала армию отморозков и отправила их завоевывать пограничные земли. Однажды, нарушив строгий запрет на любовь, лучшие бойцы Фреи — воительница Сара (Джессика Честейн) и охотник Эрик (Крис Хемсворт) тайно обручились и попытались бежать. Отступники, конечно же, были схвачены и разлучены. 

Прошло много лет. Коварная Равенна пала от рук Белоснежки и армии гномов (о чем рассказывает голос за кадром), а волшебное зеркало отправили в заколдованный лес от греха подальше. И артефакт прикарманили тролли. Узнав об этом, Фрея решила завладеть наследством и отправила на его поиски армию. Но зеркало отыскал сподвижник Белоснежки — Эрик, долгие годы скитавшийся в одиночестве и внезапно встретивший нареченную супругу Сару. Прежде он был уверен, что она погибла. Однако радоваться рано. «Брошенка» предъявила суженому счет: сколько лет ты пропадал, где твои клятвы в вечной любви? Неужели Фрея права и из двоих влюбленных — раньше или позже — по крайней мере один оказывается предателем, а другой — дураком? 

Авторы не жалеют красок и намеков на проблемы пары. Прежде всего, между Сарой и Эриком начисто отсутствуют и химия, и «лирическая тема». Она грубит, провоцирует скандалы, не блещет ни молодостью, ни красотой. Он тоже не подарок — замыкается в себе, отделываясь ироническими замечаниями. Возникает подозрение, что ничего, кроме заклятого зеркала, их уже не связывает. Однако ни он, ни она даже не пытаются заглянуть в найденное «окно судьбы». Тем временем выпавшие испытания укрепляют союз, лед между супругами подтаивает. «Не ведаю, достойны ли мы счастья, — вдруг раскрывается Эрик, — но точно стоим друг друга!» И тут выясняется: Сара подослана Фреей. Появившись как из-под земли, волшебница повелевает пристрелить отбившегося от рук «плохого мальчика» и забирает свою «хорошую девочку» во дворец. 

Что же видит Фрея в зазеркалье? Ничего! «Отражение» — буквально — вываливается из рамы, поднимается в полный рост и оказывается куда румянее, белее и, что удивительно, старше стушевавшегося оригинала. «Оно» забирает власть над заледеневшим царством. 

Тут обнажается психоаналитический, вовсе не сказочный, подтекст «истории с зеркалом». Замкнувшись в скорбном бесчувствии, «я» (Фрея) попыталось сбежать от «сверх-я» (властной сестры), чтобы обрести себя. Неудавшаяся мамаша компенсировала потерю ребенка успешной карьерой: возвела ледяной замок, приручила краденых детей, подчинила их своей воле и собиралась прибрать к рукам весь мир. Но проект провалился: нелюбимый «мальчик» (Эрик) раздобыл зеркало и «сверх-я» вступило в свои права. 

Увы, эта прекрасно задуманная и лихо скроенная сказка для взрослых была словно из-под палки снята дебютировавшим в режиссуре Николя-Трояном. Что такое выразительный ракурс, внутрикадровый монтаж и сыгранный эпизод — постановщику неведомо. Автор спецэффектов «Пиратов Карибского моря» позаботился лишь о 3D-упаковке и подменил художественную работу монпансье из аттракционов. Считанные мгновения из двухчасовой картины спасает дуэт Терон и Блант, остальные актеры не допрыгивают до гротескных амплуа.