Монстры подземелья

Алексей КОЛЕНСКИЙ

31.03.2016

На экранах — остроумный психотриллер Дэна Трактенберга, вдохновленный продвинутым американским продюсером Джей Джей Абрамсом.

Расставшаяся с бойфрендом девушка мчится по пустынному шоссе и, не справившись с управлением, вылетает в кювет. Очнувшись, Мишель (Мэри Элизабет Уинстэд) обнаруживает, что прикована к стене за сломанную ногу. В комнате появляется старик, оставляет поднос с едой, ключ от наручников и костыли. Пленница пытается воспользоваться ими как оружием, но уйти далеко не удается. Утихомирив Мишель, Говард (Джон Гудман) объясняет, что снаружи находиться смертельно опасно — мир подвергся атаке пришельцев. Мобильная связь отсутствует, радио молчит, за плексигласовой амбразурой герметичного шлюза гниют растерзанные свиные туши. Атмосфера Земли отравлена, подтверждает третий обитатель подземелья — Эммет (Джон Галлахер-младший), помогавший хозяину строить бункер. 

Мишель не унимается, но вскоре обнаруживает, что все это чистая правда, и остается в убежище, оборудованном всеми необходимыми системами жизнеобеспечения, включая запасы воды, продуктов и предметов культурного досуга. 

Обезопасив «робинзонов» от внешних угроз, рассказчик незаметно переходит к внутривидовым проблемам. Эммет демонстрирует простодушие и покорность судьбе — он никогда и не удалялся от дома больше чем на сорок миль. Говард — другое дело: 14 лет отслужил на военном флоте, не чаял души в дочке, с детства мечтавшей о красивой жизни в Париже, но уехавшей с матерью в Чикаго и, очевидно, сгинувшей... Один испытывает к гостье братские чувства, другой —отеческие, оба в упор не видят женщины... Статус девушки остается загадкой, ей неуютно: распорядок дня и нормы поведения диктует добродушный Говард, Эммет выступает закадычным другом, но чего они от нее хотят? 

Самые чудовищные подозрения оправдываются — здесь все именно те, кем кажутся Мишель. «Папаша» Говард авторитарен, брутален, живет прошлым. Эммет неискушен и легкомыслен, он — вечное настоящее. Обитатели чувствуют себя как дома и никуда не стремятся, инициативой целиком владеет искательница приключений. Беглянка получает все желаемое, но ощущает себя жертвой. Однажды она проговаривается, что никогда не решала проблемы с мужчинами, а просто сбегала от них. И, очевидно, возвращалась на круги своя — в собственное подсознание — вновь и вновь разыгрывать привычный сценарий никак не складывающихся отношений с опостылевшими, беспомощными, комичными «мужиками». 

Слоган картины «монстры бывают разные» лукав. Весь мир Мишель населен одними и теми же «папашами» и «братишками», уж она-то сумеет с ними управиться! Сюжет раскручивается, как карусель, на каждом вираже (а их тут не менее пары десятков) персонажи блещут новыми кокетливыми красками. Оказывается, «фабрика грез» все еще способна очаровывать головокружительными историями — по крайней мере, если проектом рулит Джей Джей Абрамс. 

Постановщик последних «Стартреков» и «Звездных войн» в 2008 году спродюсировал фильм-катастрофу «Кловерфилд». Название картины было позаимствовано у одноименного бульвара в Санта-Монике, где располагалась производственная студия. Фактически оно являлось кодовым обозначением эпической малобюджетки про нашествие Годзиллы (в российском прокате — «Монстро»). Новый «Кловерфилд» — история символической наследницы той самой чудовищной «монстры»...